Пенсия по-буддийски

Пенсия по-буддийски

Журнал "Буддизм в Гималаях"

Церинг Дролкар, 82-летняя монахиня из монастыря Дордже Дзонг в Занскаре, штат Джамму и Кашмир, Индия

 

Выход на пенсию часто преподносят как начало свободы, как возможность предаться досугу. Для тех, кто движется по духовному пути, пенсия представляет собой возможность больше времени уделять своей практике. С этой точки зрения, выход на пенсию - это замечательное событие. Однако СМИ, в том числе, научные журналы, указывают на неоднозначную  пенсионную перспективу для тех, кому посчастливилось насладиться их трудовой жизнью. Конечно, степень удовлетворенности работой варьируется — некоторые оказались достаточно удачливы, чтобы чувствовать, что их работа - это их призвание, в то время как другие просто нашли интересную работу и развивали карьеру.

Дэмиен Кеоун, пионер буддийской этики на Западе,  испытал на себе и то, и другое. Пост первого профессора буддийской этики в Университете Голдсмит, конечно, был для него призванием. Тем не менее, когда его спросили во время одной из лекций, которую он проводил в Университете Гонконга в 2010 году, почему он выбрал буддологию как карьеру, он пошутил, что после стольких лет, потраченных на изучение этого предмета, у него не было выбора - ведь он больше ничего не умеет.

Пенсионеры, которым посчастливилось любить их работу, могут быть не так уж рады своему последнему рабочему дню.  Даже не имея забот о заработке, они могут тяжело переживать потерю своей роли в рабочем процессе, утрату социальных связей и чувства принадлежности к чему-то внешнему. Более глубоким явлением представляется эрозия личности “человека работающего”, которую совершает современный образ жизни с большинством взрослых людей в промышленно-развитых обществах.

В наши дни работа или производительность труда - это не только вклад в экономическое развитие. Зачастую это служит основой для нашей самоидентификации, а иногда и смыслом жизни. И в некотором смысле это оправдано, ведь надо наполнить работу смыслом, поскольку сегодня, как никогда прежде, мы проводим больше времени на работе, чем с семьей или просто дома.

Существует опасная тенденция - многие считают, что человек должен что-то делать, чтобы процветать или быть в мире с самим собой. И даже вне офиса реклама некоторых товаров часто сводится к девизу: вы - то, что вы делаете.  Многие из нас подтвердят, что первый вопрос, который нам задают на деловых ужинах или общественных мероприятиях -  Чем Вы занимаетесь? Для окружающих мы - это то, что мы делаем. Получается, что то, что мы делаем, должно определять нас, и если мы неделаем ничего, то в лучшем случае, мы - скучны, а в худшем случае, мы - никто.

Буддизм и другие великие религии учат людей, что есть реальность за пределами обычных ожиданий. Буддизм предлагает служить всем живым существам с состраданием и мудростью, следуя Учению Будды. Но работа для достижения Просветления сильно отличается от работы, влекущей ощущение собственной значимости. 

В свете духовного прозрения, наши личности представляются как нечто не твердое, и, в конечном счете, подобное иллюзии. И наоборот, повторяющиеся привычные действия и социальное значение, которые присущи работе, делают её важным компонентом нашего “бытия”, отсюда возникает трудность  отделения нашей идентичности от работы.

Общий практический совет состоит из набора рекомендаций как развивать свои увлечения, которые эмоционально значимы, интеллектуально содержательны, и физически полезны. Благотворительная деятельность и волонтерство, например, помогают сохранить чувство мира с самим собой после выхода на пенсию. Но на более глубоком уровне, как и многое в буддийской практике, наиболее эффективные меры - это изменение перспективы. В отличие от других философских школ, буддизм решает задачу самоидентификации как устранение иллюзии. Выход на пенсию в буддийском смысле означает не только прекращение работы, но и уход от привязанностей и грубых концепций. Это предполагает радикальную переоценку того, что мы понимаем под словом “смысл”. Определяем мы себя с помощью карьеры или с помощью нашего любимого дела? И уже если в связи с пенсией мы вынуждены "отпустить" все, то было связано с работой, почему бы заодно не "отпустить" попытки идентифицировать свою личность?

Линия передачи: три поколения буддистов в Бодхгае, 2002 год

Вначале довольно трудно смириться с мыслью о том, что идентификация себя как личности ничем не обеспечена. Но пристальный взгляд в эту необеспеченность самоидентификации - это и есть попытка понять буддийскую концепцию об иллюзорности личности. Мы можем быть в растерянности, когда прекращаются наша институциональная принадлежность и чувство идентичности. Когда мы начинаем это ощущать, мы чувствуем себя словно на краю страшной пропасти собираясь спрыгнуть и потерять то, что для нас дороже, чем любимая работа, построенные нами дома, наш статус и богатство. Просто мы неспособны видеть, что перед нами не пропасть отчаяния, а простор неба - полная экзистенциальная свобода от иллюзии личности (анатман).

Именно поэтому крайне важно общение с “благими друзьями”, которые могут поддержать нас в этот критический момент. Сообщество приятелей-практиков и наставников, которые вдохновляют нас на практику - это настощее благословление для тех, кто выходит на пенсию. Благой друг - это тот, кто уводит нас от мнимой пропасти для того, чтобы помочь найти себя, взмыв в небо на “двух крыльях” мудрости и сострадания.

 

Перевод с английского NepalPortal.ru по материалам Buddhistdoor Global 


Читайте также в журнале "Буддизм в Гималаях":

Ричард Гир. Мой буддийский путь (часть 1).

Буддисты и нейроученые сошлись во мнении: «Сознание присутствует повсюду»

Далай Лама запускает вебсайт – навигатор по человеческим эмоциям

Рибур Ринпоче. Равностное отношение к себе и другим

Пенсия по-буддийски

Чатрал Ринпоче ушел в Махапаринирвану

Шераб Зангмо. Великая йогиня Тибета