Рибур Ринпоче. Равностное отношение к себе и другим

Рибур Ринпоче. Равностное отношение к себе и другим

Журнал "Буддизм в Гималаях"

Рибур Ринпоче
Рибур Ринпоче

Отрывок из курса лекций Рибура Ринпоче, прочтенных им в Вотсонвилле, США в 2002 году.

(Перевод на английский – Фабрицио Паролли)


Так же, как и мне, другим существам также не хочется испытывать даже малейшее страдание, хочется быть счастливыми, но этого счастья всегда не хватает. Следовательно, я и другие люди – равны.

Однако, имеются отличия в том, как мы думаем о себе и как мы относимся к другим. Мы думаем о себе как о ком-то исключительно важном, мы постоянно обеспокоены самими собой. 
Мы являемся узким фокусом своих собственных беспокойств. Мы, например, думаем «мне жарко, мне холодно, мне не очень комфортно, мне нужно это, мне не нужно то» - и так далее и тому подобное. Мы являемся основным объектом своего ума, и наши мысли постоянно крутятся вокруг нас самих, а также того, хорошо ли мы себя чувствуем, счастливы ли мы или нет. 

Если мы сравним объем мыслей о себе и объем наших мыслей о других, то мы увидим, как далеко позади останутся заботы о других. Мы говорим: «Я очень важен. Мне нужно одно и другое», - оставляя позади мысли о других и переживания о них, не так ли?
Мы – главный фокус своей жизни. И это является основным указанием на то, что мы не относимся к себе и к другим равностно: относимся ли мы одинаково к себе и другим, или нет. Вот основной фокус нашей медитации. 

 

В ЧЕМ МЫ ПОДОБНЫ ОСТАЛЬНЫМ


Основная причина того, почему мы так одержимы собой, в том, что мы не понимаем свою тождественность с другими. Мы полагаем, что отличаемся от других, в то время как на самом деле мы такие же, как и другие; а другие, в свою очередь – совершенно такие же, как и мы. Также, как и мы, каждый хочет быть счастливым и не желает страдать. Тем не менее, мы оставляем других за пределами сферы нашей заботы и становимся одержимы лишь сами собой. 
Нам нужно со всем хорошо справляться, и мы думаем: «Мне нужно сделать то и это. Мне нужно стать счастливым, нужно освободиться от тех или иных проблем». Другие рассматриваются в этой ситуации как совершенно случайные. Это ошибочное восприятие, обусловленное этой самоодержимостью. Мы все еще не поняли равенства всех, того, что мы все – одно. 

Это не такой простой для понимания предмет, нам нужно над этим реально работать. Нужно провести определенный мыслительный процесс во время медитативных сессий. Нам необходимо проанализировать: почему я всегда хочу избавиться от страдания? Основа, а также основная причина, почему мы желаем избавиться от страданий – нам не нравится страдать. И только так. Нам не нравится страдать, и поэтому мы избегаем страдания. И также, как мы стараемся всеми силами избежать страдания, это делают и все другие. Если мы проверим, то убедимся, что это так. Все остальные также не желают страдать, никто этого не хочет. Следовательно, также как мы не должны страдать, не должны страдать и другие. Почему? Потому, что им также это не нравится. Вы понимаете это? 
И почему же тогда мы должны чувствовать, что мы в чем-то значимее других? Зачем мы должны держать фокус на себе, как если бы мы были кем-то более важным, в то время как мы всего лишь такие же, как и каждый из нас. Такова реальность. 

 

ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ ОТ ДРУГИХ


В чем отличие между нами и другими? Есть только одно отличие между мной и другими: я один, а других так много. На планете живет шесть миллиардов людей, а также множество жуков, птиц и других живых существ. Подобно нам, все они хотят счастья и избегают страдания. Большое отличие нас от них в том, что они более многочисленны. Количество, объем и сила страдания во всех них превышает наше собственное. Мы одни, а их так бесконечно много. Это еще одна из причин, по которой совершенно бесполезно поддерживать в себе одержимость самим собой как самым важным для себя существом, в то время как мы им совершенно не являемся. Таким образом нужно размышлять и медитировать над темой равностности себя и других. 

Кроме того, если рассуждать с точки зрения природы, то отличий и вовсе нет. Все мы – чувствующие существа в мире страданий и непостоянства. Все мы родились и все мы умрем. Все мы проходим через страдания и борьбу. С этой точки зрения мы все равны и нет ни малейшей разницы между нами всеми. Но мы должны отнестись к себе как к объекту сострадания и любви, так как все мы непостоянны по природе и подвержены страданиям.  Наши умы заражены невежеством и заблуждениями и ничем не отличаются от других умов. 
Необходимо размышлять над этим внутри себя, снова и снова, пока мы не поймаем понимание ситуации. Однажды мы вдруг поймем: все это время я придавал себе так много важности, но за этим нет совершенно никакого основания.  Если мы сможем схватить эту мысль и привносить ее в свой ум снова и снова, пропитываясь ею, однажды произойдет трансформация. 


ВСЕ ПОЛНОСТЬЮ В НАШИХ РУКАХ


Следование за самовлюбленным умом – причина всех наших страданий. Необходимо избавиться от этого демона, который захватывает наш ум, и покончить с ним через твердую решимость не следовать за ним больше. С этой решимостью, обратитесь к гуру, чтобы он благословил вас и помог вам избавиться от эгоизма, самолюбования, одержимости собой и стремлением ставить себя на первое место. Что двигало нас ко всем этим ненужным и нежелательным страданиям? Кто привел нас сюда? Самовлюбленный ум, центрированные на себе мысли, которые полностью завладевают нашим умом. 

Каков же вывод: что такое самовлюбленный подход? Это восприятие себя кем-то более важным и лучшим, чем остальные, - или более продвинутым и достигшим большего, чем они, в чем бы это не заключалось: в достижении большего счастья или в избавлении от большего количества проблем. И именно это отношение и подход ведут нас в самый центр причины всех наших проблем. 

Все добро и счастье проявляется из желания, чтобы другие были счастливы. Все, что мягко и гармонично развивается в нашей жизни происходит из заботы о других. Все, что существует, не случайно и требует своих причин и условий. В том числе и наше счастье. Когда мы заботимся о других, когда мы щедры и не злимся на них – мы практикуем терпение, добрые качества и ненасилие. 

Все полностью в наших руках. Если мы не хотим страдать, нам нужно полюбить других. 

 

Источник: LAMA YESHE WISDOM ARCHIVE
Перевод с английского редакция NEPALportal.ru


ЖУРНАЛ "БУДДИЗМ В ГИМАЛАЯХ"

Ричард Гир. Мой буддийский путь (часть 1)

Буддисты и нейроученые сошлись во мнении: «Сознание присутствует повсюду»

Далай Лама запускает вебсайт – навигатор по человеческим эмоциям

Пенсия по-буддийски

Чатрал Ринпоче ушел в Махапаринирвану

Шераб Зангмо. Великая йогиня Тибета

Другие статьи Журнала "Буддизм в Гималаях"