Буддийские Святыни Долины Катманду

Содержание раздела "Буддизм Непала":


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НЕПАЛУ

Ступа Боднатх (Боуда)

 

 

Ступа Боднатх (на непальском буквально означает «Хозяин Мудрости»), она же Боуда ступа, Расположена в северо-восточной части долины Катманду. Ступа была построена на пути из Непала в центральный и западный Тибет. В древности торговцы и паломники, направляющиеся в Тибет, совершали обход этой ступы для устранения препятствий во время сложного путешествия, а те, кто возвращался из Тибета, делали подношения Просветленному в благодарность за благополучное путешествие в Катманду.

По одной из нескольких легенд, вдова по имени Джазима намерилась совершить великое подношение Будде на заработанные тяжелым трудом средства. По ее просьбе король даровал ей участок земли в том размере, который можно покрыть шкурой одного буйвола. Джазима порезала шкуру буйвола на тонкие полоски и, сложив их конец к концу, обозначила внушительный периметр будущей ступы. В то время состоятельные люди часто совершали благодеяния путем строительства ступ и иных сооружений. Однако амбициозный план Джазимы по строительству огромной ступы вызвал зависть у богатых и влиятельных людей того времени и те просили короля отозвать свое высокое разрешение. Но, король ответил, что если уж он выдал разрешение, то отмене оно не подлежит. После чего началось строительство ступы, которое после смерти Джазимы продолжили ее сыновья.

Читать далее...


Ступа Сваямбунатх (Сваямбу)

Ступа Сваямбунатх и Храм Харити (справа)

Ступа Сваямбунатх -  возможно, самая священная ступа не только в Непале, но и в мире. Она расположена на вершине Холма обезьян в долине Катманду. Тибетцы называют эту ступу Пакпа Щингкун, что буквально переводится «Высшие Древа всех видов». Одним из вариантов толкования этого названия является то, что несравненный Нагарджуна, посетив это место, разбросал на холме свои состриженные волосы, сказав: «Да будут деревья всех видов расти вокруг этой превосходной Ступы!»  С тех пор на Холме обезьян произрастает большое количество самых разнообразных деревьев.

Время строительства ступы достоверно не установлено. В переводе с непальского слово «сваямбху» означает «возникшая сама по себе». Согласно легенде, много тысяч лет назад долина Катманду была огромным озером среди покрытых зеленью гор. В глубине озера жил огромный змей, а над поверхностью, на островке, который сейчас является вершиной Холма обезьян, возвышалась самовозникшая хрустальная ступа Сваямбунатх. Эта ступа возникла спонтанно на тысячелепестковом лотосе, появившемся из семени, брошенным за 80 столетий до этого Изначальным Буддой. Бодхисаттва Манджушри, пролетая над озером, увидел хрустальную ступу и, разрубив магическим мечом горный хребет, осушил озеро, чтобы люди могли посещать это место. Считается, что хрустальная ступа сокрыта внутри той, что мы можем видеть. Ученые подтверждают, что в древности долина Катманду была озером и около 100 000 лет назад вода ушла из этого озера через ущелье Чобар, образовав новое озеро – Мадара, которое теперь можно видеть по пути в Парпинг.

Читать далее...


 

Храм Махабодхи

К востоку от площади Дурбар в Патане находится храм Махабодхи, изысканный памятник буддийской архитектуры. Он является копией храма, расположенного в Бодхгайе, где Будда Шакьямуни достиг Просветления под деревом бодхи. Этот архитектурный шедевр был создан в 14 веке. Можно видеть, что на стенах храма выгравированы тысячи изображений Будды.


Храм Голден Темпл

Этот уникальный буддистский храм находится к северу от площади Дурбар в Патане и поражает своей красотой. Считается, что храм был основан в 12 веке, а в своем нынешнем виде существует с 1409 года. Храм получил свое название из-за позолоченных металлических пластин, покрывающих большую часть его фасада.

У храма Голден Темпл


Ступы императора Ашоки

Четыре ступы были построены по периметру Патана по приказу императора Ашоки в 250 г. до н. э. – время расцвета буддизма в долине Катманду.


Парпинг

Парпинг – небольшой городок, расположенный к югу от долины Катманду в Непале. Здесь находится большое количество древних буддийских святынь, в их числе: две главные пещеры, благословлённые Гуру Ринпоче - пещера Асуров и пещера Янглешо, самовозникший на камне образ Зеленой Тары, храм Ваджрайогини, буддийские монастыри и ретритные центры.

Одним из первых, кто построил там свой монастырь был Чатрал Ринпоче. Там также находится Ретритный Центр Палъюл, который является резиденцией Кхенпо Намдрола Ринпоче и домом для Ригпа Щедры, основанной учениками Согьяла Ринпоче и многие другие.

Читать далее...


Санкху

 

храм Ваджрайогини

Храм Ваджрайогини в Санкху

Санкху – древний неварский городок, расположенный на северо-восточной окраине долины Катманду. Это – священное место, связанное с Ваджрайогини, как для буддистов так и для индуистов. Оно считается одним из самых древних, его история восходит к 5 веку н.э.  и здесь остался отпечаток тех времен, когда учения Сутры и Тантры распространялись из Индии в Тибет.

Это место также известно как "Восемьдесят Махасиддхов", поскольку там расположены четыре из пяти пещер, которые считались обязательными для посещения великими йогинами Индии и Непала. Считается, что одна из пещер является пещерой, где практиковал Нагарджуна. Ранее в этой пещере находилась его статуя, но позднее статую поместили неподалеку от пещеры.  Также в этих пещерах в свое врем медитировали Марпа и Гуру Падмасамбхава.

Читать далее...


 

Храм Махакалы

храм Махакалы

Храм Махакалы, Катманду

Храм Махакалы находится в центре Катманду рядом с Ратна Парком. Это место называют «Тибетская равнина», т.к.  король Амсуварман отдал эту землю тибетскому царю Сонгцену Гампо в качестве приданного, когда непальская принцесса Бхрикути выходила за него замуж. Поэтому это место также называли Бхрикути Мандап. Именно здесь останавливалась делегация тибетского царя, приехавшего взять в жены принцессу Бхрикути.

Внутри храма можно видеть статую Махакалы. По мнению ученых эта статуя – одна из 108 статуй Махакалы, которые Награджуна поместил в святых для буддистов местах для защиты Учения Будды. Однако некоторые считают, что статуя возникла сама по себе, а другие верят, что статуя спустилась с неба.

В Катманду принято считать, что Махакала, в том числе, является защитником ступы Сваямбунатх. Между ступой и статуей проходит зрительная ось. По преданию, если эта ось будет нарушена каким-либо строением, то это приведет к разрушительным последствиям. Однако строительство идет, и некоторые склонны связывать с этим катаклизмы, произошедшие в Непале. Поэтому при строительстве военного лагеря, который располагается на воображаемой линии между Сваямбу и статуей Махакалы, на глаза статуи наклеили небольшие изображения ступы и надели темные очки. С тех пор строительство уже было не остановить.

В 1349 году армия мусульманского завоевателя Шамсуддина вторглась в Непал. Был разрушен храм самый священный для индуистов храм - Пашупатинатх  и некоторые другие важные объекты культурной жизни Непала.  Воины Шамсуддина пытались разрушить статую Махакалы с помощью молотков и своих орудий, но всё, что им удалось – это отколоть у статуи кусочек пальца ноги. В ту же ночь в лагере захватчиков разразилась сильная эпидемия некоей болезни, в результате которой всё войско погибло и мусульманство не было установлено в Непале.


Намо Будда

Это место является одним из самых священных для буддистов расположено на холме неподалеку примерно в сорока километрах от ступы Боднатх. Считается, что название этого места связано с тем, что ранее местные жители подвергались таким опасностям как встреча с тигром или другим диким животным. Для снятия тревоги непальцы начитывали мантру «Намо Буддайя» (Принимаю Прибежище в Будде). И история, которая там произошла, имеет к этому отношение.

 Легенда гласит, что в древние времена в жил царь и была у него жена и трое сыновей – принцев, младший из которых был Махасаттва, в последствии ставший Буддой Шакьямуни. Однажды царская семья отправилась на охоту. Увидев подходящее место для отдыха было решено остановиться и отобедать. Три принца, решили прогуляться вокруг и набрели на укрытие, в котором лежала тигрица в окружении новорожденных тигрят. Тигрица  была голодна и обессилена. Старшие братья объяснили Махасаттве, что тигрица не может отлучиться из укрытия, потому что у нет сил и она не может пока оставить своих детенышей. Поняв ситуацию, в которой оказалась тигрица и проникнувшись к ней состраданием, Махасаттва поинтересовался у братьев чем питается тигрица и те объяснили ему, что тигрица питается только теплой кровью и свежим мясом, еще не остывшим после смерти жертвы. Махасаттва стал размышлять: «Получается, для спасения тигрицы и ее потомства придется убить другое живое существо. Что еще могу я сделать?» и не мог найти подходящего решения. Братья, сказали, что они приехали развлекаться, а не горевать о тигрице, все вместе отправились обратно к родителям. Пока они возвращались Махасаттва продолжил размышлять: «Долгое время я вращался в сансаре, из-за желания, отвращения и невежества я потратил впустую бесчисленное количество жизней. Я редко встречал такую возможность накопить заслуги. Как реально можно использовать это тело, если не для Дхармы?» Наконец он решил: «На этот раз я должен быть по-настоящему щедрым».

Читать далее...


Содержание раздела "Буддизм Непала":


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НЕПАЛУ