История буддизма в Непале

История буддизма Непала


 

Период империи Маурьев (300 – 200 г.г. до н.э)

Индийский император Ашока империи Маурьев во 2-ом веке до н.э. посещал Лумбини и воздвиг колонну по соседству с храмом Майя Деви, построенном вокруг камня, отмечающего точное место, где родился Будда. Считается, что по окончанииТретьего Буддийского Собора Ашока поехал в Патан и возвел там четыре буддийские ступы, а его дочь - Чарумати, основала рядом со ступой БоднатхпоселениеЧабахил, поэтому храм и ступу в Чабахилотносят к тому же периоду времени.

Период Личхави (400-750 г.г.)

В этот период в Непале наблюдался расцвет как буддизма, так и индуизма.Характерными примерами искусства того времени являются статуи Будды в Пашупатинатх и в ЧангуНараян, а также статуя Спящего Вишну в Буданилканте (почитается некоторыми непальскими буддистами).

Древние буддийские тексты утверждают, что великие буддийские учителя посещали Непал в это время.

Древний буддийский текст МанджушримулаКальпа упоминаетМанадеву как короля государства НепалМандала, фактически занимавшего долину Катманду и ее окрестности, и завоеванного армией ПритниНараян Шаха в 1768 году. Кстати, само название Непал Мандала большинство исследователей связывают с сильным влиянием Буддизма Ваджраяны. Некоторые ученые даже видят связь строения государства Непал Мандала с мандалой Чакрасамвары. Такие версии, в том числе, были озвучены на конференции «Буддийское наследие государства Непал Мандала», проходившей в Катманду в 1998 году. Также Непал Мандала упоминается в древнем тексте Сваямбу-Пурана.

Буддийские хроники и тибетские источники того времени указывают на то, что в Непале были известны Будда Акшобья, Будда Амитабха, Ваджрайогини, Ваджрабхайрава, Ушнишавиджайя и Самантабхадра.

Период Личхави был отмечен религиозной толерантностью. Так, корольМанадева и его семья почитали и буддийские и индуистские святыни.

Этот период обозначается как начало распространения культа Авалокитешвары и время возникновение многих древних памятников в долине Катманду, таких как Сваямбунатх, Боднатх, четыре ступы Ашокав Патане и еще около двухсот объектов поклонения, выполненных из камня.

В то время были проводились многочисленные буддийские ритуалы и фестивали, посвящённые Бодхисаттве Авалокитешваре, которые впоследствииоказали влияние на неварскую культуру, а также почитание камней с высеченных на них мантрой Авалокитешвары «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».

Один из праздников отмечался сотнями людей, которые помогали строить и транспортировать в течение нескольких дней по определенному маршруту огромную телегу, на которой размещалось изображениеАвалокитешвары. Этот праздник пользовался большой популярностьюсреди населения долины Катманду, что усиливало позиции буддизма в Непале.

К периоду Личхави относят около сорока камней, с высеченными на них надписями, связанными с буддизмом. Несмотря на то, что большинство надписей касаются монашества, мало что известно о повседневной жизни в монастырях и о том, как они администрировались.

Названия пятнадцати буддийских монастырей, как следует из контекста, в котором некоторые из них названы, являются одними из самых важных религиозных святынь того времени. При этом до сих пор не удается достоверно установить, какие именно школы буддизма были наиболее популярны в то время. Однако скорее всего в этот период в Непале были представлены такие школы раннего буддизма как Махасангхика, Сарвастивада и Самматия, а Мадхъямика и Йогачара появились позднее с развитием Ваджраяны.

Период Тхакури (600-1200)

Первый из королей династии Тхакури,Амсувараман, отдал свою дочь Бхрикути замуж за правителя Тибета царя СонгценГампо. Согласно легенде, в состав свадебного приданного Бхрикутивходила чаша для подаяний, ранее принадлежащая Будде. Считается, что она была воплощением Зеленой Тары и покровительствовала развитию буддизма в Тибете. Этот период вошел в историю как "золотое время" для непальского и тибетского буддизма.

Период династии Малла (1200-1769)

Этот период ознаменован расцветом неварской культуры, которая сочетает в себе традиции и буддизма, и индуизма. Происходил интенсивный обмен знаниями с тибетцами,развивалось искусство буддийской живописи, в том числе, тханки - изображения на или с использованием ткани. Считается, что в это время появилась традиция, допускающая ламам вступать в брак и иметь детей, а традиция Тхеравады был утрачена и возобновилась лишь в 20 веке.

Период династии Шах (1769-1846)

Во время правления династии Шах наблюдался упадок буддизма и сильное влияние на него со стороны индуизма. В тоже время на севере, в королевстве Мустанг, находящимся под властью практикующих буддизм лопа и тхакали, произошел расцвет Ваджраяны.

Период династии Рана (1846-1951)

В это время неварский буддизм подвергся тотальному влиянию индуизма, сохранив неизменными лишь отдельные элементы.При этом на севере, ближе к границе с Тибетом, влияние тибетского буддизма было решающим, за исключением этноса тхакали, который все-таки подвергся влиянию индуизма. Важно отметить, что во время автократичного правления Рана предпринимались попытки подавления возрождения традиции Тхеравады, которое началось в двадцатых годах 20 века. Монахи этой традиции дважды массово изгонялись из Непала – в 1926 и 1944 годах.

Также этот период известен тем, что в 1896 году немецкий археолог А. Алоис обнаружил колонну Ашоки и заново открыл для мира Лумбини.

Период династии Шах (1951-2006)

После свержения династии рана в 1951 буддизм в Непале постепенно развивается и выходит за пределы этнических групп. С тех пор в Непале существуют три основные направления буддизма: тибетский Буддизм, неварский буддизм и буддизм Тхеравады.

Федеративная Республика Непал (2006 - настоящее время)

Непал, который ранее официально признавался индуистским государством, в 2006 году официально стал светским, предоставляя равные возможности для развития всех конфессий.

Согласно последней переписи населения 2001 года последователи буддизма в Непале преимущественно являются следующие этносы:

Этническая группа Общая Численность
Населения (чел.)
Количество
буддистов (чел.)
Процент
буддистов (%)
Гурунг 3,500,000 3,000,000 95.9
Магар 1,887,733 1,268,000 60
Таманг 1,282,304 1,257,461 98.06
Невар 1,242,232 190,629 15.3
Хёлмо 198,000 195,400 98.4
Шерпа 150,000 130,000 92.8
Ботэ 100,000 98,000 98
Лепча 60,000 50,800 88.8
Хакали 50,000 35,000 65
Чхантьял 30,000 18,000 64.2
Дзирел 20,500 19,600 87

Содержание раздела "Буддизм Непала":