История буддизма Непала


 

Период империи Маурьев (300 – 200 г.г. до н.э)

Индийский император Ашока империи Маурьев во 2-ом веке до н.э. посещал Лумбини и воздвиг колонну по соседству с храмом Майя Деви, построенном вокруг камня, отмечающего точное место, где родился Будда. Считается, что по окончанииТретьего Буддийского Собора Ашока поехал в Патан и возвел там четыре буддийские ступы, а его дочь - Чарумати, основала рядом со ступой БоднатхпоселениеЧабахил, поэтому храм и ступу в Чабахилотносят к тому же периоду времени.

Период Личхави (400-750 г.г.)

В этот период в Непале наблюдался расцвет как буддизма, так и индуизма.Характерными примерами искусства того времени являются статуи Будды в Пашупатинатх и в ЧангуНараян, а также статуя Спящего Вишну в Буданилканте (почитается некоторыми непальскими буддистами).

Древние буддийские тексты утверждают, что великие буддийские учителя посещали Непал в это время.

Древний буддийский текст МанджушримулаКальпа упоминаетМанадеву как короля государства НепалМандала, фактически занимавшего долину Катманду и ее окрестности, и завоеванного армией ПритниНараян Шаха в 1768 году. Кстати, само название Непал Мандала большинство исследователей связывают с сильным влиянием Буддизма Ваджраяны. Некоторые ученые даже видят связь строения государства Непал Мандала с мандалой Чакрасамвары. Такие версии, в том числе, были озвучены на конференции «Буддийское наследие государства Непал Мандала», проходившей в Катманду в 1998 году. Также Непал Мандала упоминается в древнем тексте Сваямбу-Пурана.

Буддийские хроники и тибетские источники того времени указывают на то, что в Непале были известны Будда Акшобья, Будда Амитабха, Ваджрайогини, Ваджрабхайрава, Ушнишавиджайя и Самантабхадра.

Период Личхави был отмечен религиозной толерантностью. Так, корольМанадева и его семья почитали и буддийские и индуистские святыни.

Этот период обозначается как начало распространения культа Авалокитешвары и время возникновение многих древних памятников в долине Катманду, таких как Сваямбунатх, Боднатх, четыре ступы Ашокав Патане и еще около двухсот объектов поклонения, выполненных из камня.

В то время были проводились многочисленные буддийские ритуалы и фестивали, посвящённые Бодхисаттве Авалокитешваре, которые впоследствииоказали влияние на неварскую культуру, а также почитание камней с высеченных на них мантрой Авалокитешвары «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».

Один из праздников отмечался сотнями людей, которые помогали строить и транспортировать в течение нескольких дней по определенному маршруту огромную телегу, на которой размещалось изображениеАвалокитешвары. Этот праздник пользовался большой популярностьюсреди населения долины Катманду, что усиливало позиции буддизма в Непале.

К периоду Личхави относят около сорока камней, с высеченными на них надписями, связанными с буддизмом. Несмотря на то, что большинство надписей касаются монашества, мало что известно о повседневной жизни в монастырях и о том, как они администрировались.

Названия пятнадцати буддийских монастырей, как следует из контекста, в котором некоторые из них названы, являются одними из самых важных религиозных святынь того времени. При этом до сих пор не удается достоверно установить, какие именно школы буддизма были наиболее популярны в то время. Однако скорее всего в этот период в Непале были представлены такие школы раннего буддизма как Махасангхика, Сарвастивада и Самматия, а Мадхъямика и Йогачара появились позднее с развитием Ваджраяны.

Период Тхакури (600-1200)

Первый из королей династии Тхакури,Амсувараман, отдал свою дочь Бхрикути замуж за правителя Тибета царя СонгценГампо. Согласно легенде, в состав свадебного приданного Бхрикутивходила чаша для подаяний, ранее принадлежащая Будде. Считается, что она была воплощением Зеленой Тары и покровительствовала развитию буддизма в Тибете. Этот период вошел в историю как "золотое время" для непальского и тибетского буддизма.

Период династии Малла (1200-1769)

Этот период ознаменован расцветом неварской культуры, которая сочетает в себе традиции и буддизма, и индуизма. Происходил интенсивный обмен знаниями с тибетцами,развивалось искусство буддийской живописи, в том числе, тханки - изображения на или с использованием ткани. Считается, что в это время появилась традиция, допускающая ламам вступать в брак и иметь детей, а традиция Тхеравады был утрачена и возобновилась лишь в 20 веке.

Период династии Шах (1769-1846)

Во время правления династии Шах наблюдался упадок буддизма и сильное влияние на него со стороны индуизма. В тоже время на севере, в королевстве Мустанг, находящимся под властью практикующих буддизм лопа и тхакали, произошел расцвет Ваджраяны.

Период династии Рана (1846-1951)

В это время неварский буддизм подвергся тотальному влиянию индуизма, сохранив неизменными лишь отдельные элементы.При этом на севере, ближе к границе с Тибетом, влияние тибетского буддизма было решающим, за исключением этноса тхакали, который все-таки подвергся влиянию индуизма. Важно отметить, что во время автократичного правления Рана предпринимались попытки подавления возрождения традиции Тхеравады, которое началось в двадцатых годах 20 века. Монахи этой традиции дважды массово изгонялись из Непала – в 1926 и 1944 годах.

Также этот период известен тем, что в 1896 году немецкий археолог А. Алоис обнаружил колонну Ашоки и заново открыл для мира Лумбини.

Период династии Шах (1951-2006)

После свержения династии рана в 1951 буддизм в Непале постепенно развивается и выходит за пределы этнических групп. С тех пор в Непале существуют три основные направления буддизма: тибетский Буддизм, неварский буддизм и буддизм Тхеравады.

Федеративная Республика Непал (2006 - настоящее время)

Непал, который ранее официально признавался индуистским государством, в 2006 году официально стал светским, предоставляя равные возможности для развития всех конфессий.

Согласно последней переписи населения 2001 года последователи буддизма в Непале преимущественно являются следующие этносы:

Этническая группаОбщая Численность
Населения (чел.)
Количество
буддистов (чел.)
Процент
буддистов (%)
Гурунг3,500,0003,000,00095.9
Магар1,887,7331,268,00060
Таманг1,282,3041,257,46198.06
Невар1,242,232190,62915.3
Хёлмо198,000195,40098.4
Шерпа150,000130,00092.8
Ботэ100,00098,00098
Лепча60,00050,80088.8
Хакали50,00035,00065
Чхантьял30,00018,00064.2
Дзирел20,50019,60087

Содержание раздела "Буддизм Непала":