Буддизм Непала

Содержание:


Буддизм Непала. Обзор

Считается, что трое из четырех Будд нашей эпохи родились на территории современного Непала - Будда Кракуччханда, Будда Канакамуни и Будда Шакьямуни.

Однако официально буддизм Непала начинается с того, что в 563 году до н.э. в роде Шакья, правящим Королевством Капилавасту (сейчас это южная часть современного Непала), в месте, которое в наши дни называется Лумбини был рожден Будда Шакьямуни (принц Сиддхартха).

И Лумбини, и Капилавасту - родной город Будды Шакьямуни, являются важнейшими объектами поклонения буддистов всего мира. Лумбини является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


На фото: Колонна Ашоки и храм Майя Деви в Лумбини

Значение Непала в истории буддизма не ограничено одним лишь рождением Будды.

Во времена правления короля Амсувармана непальская принцесса Бхрикути, которая стала женой правителя Тибета СонгценаГампо, сыграла важную роль как в распространении, так и в последующем развитии буддизма в Тибете.

Тибетская буддийская архитектура давно находится под влиянием художников и скульпторов из Непала, таких, например, как известный непальский мастер Аранико, который, помимо прочих шедевров, возводил буддийские ступы в Тибете и Китае.

Священные буддийские тексты буддизма Махаяны в основном написаны с использованием алфавита Ранджана – письменности неварского языка или ее производных.

Большое влияние на развитие буддизма в Непале оказал Гуру Падмасамбхава (Гуру Ринпоче), который долгое время провел в Непале до того, как отправиться в Тибет. Несколько пещер, в которых медитировал Гуру Ринпоче стали объектом поклонения, в их числе пещера Асуров в Парпинге и пещера Маратика.

С упадком буддизма в Индии в 13 веке значительная часть сутр на санскрите была утрачена и широкое распространение получили тексты сутр, переведённые на китайский язык. Ситуация изменилась, когда в начале 19-го века британский дипломат Б.Х. Ходжсон представил миру тексты сутр на санскрите, которые были распространены в Непале. С тех пор непальский буддизм привлек внимание мира. Непальский буддизм унаследовал сутры Махаяны, которые изначально были составлены в Индии. Сутры, которые сохранились в окруженной горами долине Катманду, внесли большой вклад в современные исследования буддизма Махаяны.

Например, японцы Екаи Кавагути и Юниро Такакутсо привезли из Непала в Японию 570 текстов сутр, написанных на санскрите. Эти тексты были подарены Токийскому Университет в 1915 году и способствовали исследованию буддизма в Японии. Говорят, что прямой потомок дерева, за ветку которого держалась Майя Деви при рождении Будды, также было передано в Японию.

В традиционном непальском буддизме особое место занимают девять сутр, которые называются "Девять Драгоценностей Дхармы":

  1. Благородная Праджняпарамита Сутра Из Восьми Тысяч Шлок
  2. Гандавьюха Сутра
  3. Сутра Десяти Уровней
  4. Самадхираджа Сутра
  5. Ланкаватара Сутра
  6. Сутра Лотоса
  7. Татхагатагухья Сутра
  8. Лалитавитара Сутра
  9. Сутра Золотого Света

В неварском буддизме Непала в ритуальной практике при изготовлении тханок и мандал до сих пор используется текст Самадхираджа-сутры.

В наше время буддизм в Непале исповедуют около 9% населения. В предгорье и горных регионах Непала индуизм впитал в себя буддийские традиции, настолько, что зачастую у них общие божества и храмы. В их числе храм, расположенный в Муктинатх, который почитается и буддистами, и индуистами.


На фото: Храм в Муктинатх

В наше время в Непале в основном распространены тибетский буддизм, неварский буддизм и буддизм тхеравады. Среди народов тибето-бирманской языковой группы, представители которой проживают в основном на границе с Тибетом, наиболее распространен тибетский буддизм. Неварский буддизм - это форма Ваджраяны, на которую оказал влияние буддизм Тхеравады, получил большее распространение в долине Катманду.

С точки зрения территории распространения буддизм превалирует в малонаселенной северной горной части Непала на границе с Тибетом, где проживают в основном такие этносы как шерпа, тхакали, долпа, лопа, мананги, ньимба и лхоми. Южнее проживают более многочисленные гурунги, таманги, лепча, невары, магары, якха, тхами, чхантьялы и чепанги, которые, как правило, также являются буддистами, но подвержены влиянию индуистов по причине тесных связей с ними. Некоторые даже принимают индуизм и интегрируются в кастовую систему. Кираты, в особенности лимбу, раии джирелы, несмотря на то, что традиционно практикуют кирант мандхам, зачастую подвержены влиянию тибетского буддизма. В то же время в Непале многие буддийские течения находятся под влиянием индуизма.

В наше время мощным импульсом к дальнейшему развитию тибетского буддизма в Непале стала массовая эмиграция тибетцев после оккупации Тибета армией КНР в 1959 году. В то время, когда часть тибетских беженцев направились в Индию за Его Святейшеством Далай Ламой 14, другие остались в Непале, сформировав большое сообщество, центром общения которого считается район вокруг ступы Боднатх (или Боуда). Возросло количество монастырей тибетского буддизма.

Один из таких монастырей – монастырь Копан стал крупным центром распространения тибетского буддизма, известным далеко за пределами Непала. Буддисты всего мира собираются здесь на Учения досточтимого Ламы Сопа Ринпоче. Кроме того, этот монастырь предоставляет хорошие возможности для временного проживания мирян, включая вегетарианское питание и библиотеку с книгами по буддизму на разных языках.

Значение Непала как одного из центров буддизма год от года возрастает. Появляется всё больше возможностей для обучения иностранцев. Одним из самых популярных мест обучения является Институт Раджунг Еше, расположенный в Катманду. Немало наших соотечественников прошли обучение в Непале и вернулись на родину. Один из них лама Олег, ученик Чоки Нима Ринпоче, который, в свою очередь, является сыном ТулкуУрген Ринпоче.

Изоляция от внешнего мира, в которой до середины 20 века пребывал Непал, сыграла добрую службу для сохранения богатого буддийского наследия этой страны.

Для буддистов визит в Непал – это замечательная возможность в буквальном смысле прикоснуться к истории буддизма: увидеть камень, отмечающий точное место рождения Будды в Лумбини; увидеть раскопки города Капилавасту, в котором до 29 лет жил Будда; прикоснуться к отпечатку ладони, оставленном Гуру Ринпоче на камне у входа в пещеру Асуров; совершить обход легендарной ступы Сваямбу и впечатляющей своей энергетикой ступы Боуда (Боднатх); зайти в пещеру Маратика; прикоснуться к самовозникшему изображению Зеленой Тары в Парпинге; посетить место Намо Будда….

Буддийские храмы, лавки со статуэтками, четками, благовониями, чашами для подношений, мандалами и всем, что может пригодиться буддисту. Здесь можно посмотреть, как изготавливают тханки, статуи и прочие атрибуты.

Здесь можно общаться и находить новых друзей, можно уходить в затвор, можно обучаться тибетскому языку, санскриту, непали, можно научиться писать тханки или играть на гьялинге… И многое-многое другое.

Подробнее об истории буддизма в Непале, о местах паломничества буддистов и многом другом вы найдете на других страницах нашего портала.

Узнать о буддийских турах в Непале и о том, как отметить День рождения Будды на его родине можно здесь.


Содержание:

 

История НепалаКультура НепалаПрирода Непала