Ступа Сваямбунатх

Ступа Сваямбунатх и Храм Харити (справа)

Ступа Сваямбунатх -  возможно, самая священная ступа не только в Непале, но и в мире. Она расположена на вершине Холма обезьян в долине Катманду. Тибетцы называют эту ступу Пакпа Щингкун, что буквально переводится «Высшие Древа всех видов». Одним из вариантов толкования этого названия является то, что несравненный Нагарджуна, посетив это место, разбросал на холме свои состриженные волосы, сказав: «Да будут деревья всех видов расти вокруг этой превосходной Ступы!»  С тех пор на Холме обезьян произрастает большое количество самых разнообразных деревьев.

Время строительства ступы достоверно не установлено. В переводе с непальского слово «сваямбху» означает «возникшая сама по себе». Согласно легенде, много тысяч лет назад долина Катманду была огромным озером среди покрытых зеленью гор. В глубине озера жил огромный змей, а над поверхностью, на островке, который сейчас является вершиной Холма обезьян, возвышалась самовозникшая хрустальная ступа Сваямбунатх. Эта ступа возникла спонтанно на тысячелепестковом лотосе, появившемся из семени, брошенным за 80 столетий до этого Изначальным Буддой. Бодхисаттва Манджушри, пролетая над озером, увидел хрустальную ступу и, разрубив магическим мечом горный хребет, осушил озеро, чтобы люди могли посещать это место. Считается, что хрустальная ступа сокрыта внутри той, что мы можем видеть. Ученые подтверждают, что в древности долина Катманду была озером и около 100 000 лет назад вода ушла из этого озера через ущелье Чобар, образовав новое озеро – Мадара, которое теперь можно видеть по пути в Парпинг.

Ступа Сваямбунатх упоминается во множестве древних буддийских текстов. Согласно одним – Ашока, правитель империи Маурьев, посетил это место более 2000 лет назад. В других говорится, что Гуру Падмасамбхава спрятал в Сваямбу свои терма. Именно здесь Марпа провел три года, практикуя Шесть Йог Наропы под руководством неварского наставника. Еще упоминается о том, что однажды Тангтонг Гьялпо, используя свои магические силы, моментально оказался у ступы. Затем один состоятельный человек сделал этому йогину щедрое подношение, которое было потрачено на отбеливание ступы.

Вокруг ступы шло строительство буддийских храмов и к 13 веку здесь образовался крупный центр буддийской жизни.

В 1346 году войско мугалов из Бенгала вторглись в Непал и с целью разграбления нанесли ступе серьезный урон. В период правления династии Малла, которые покровительствовали неварской культуре, главная ступа и весь храмовый комплекс были отреставрированы. Большая лестница, состоящая из более, чем трехсот ступеней была построена во время правления короля Пратап Малла в 17 веке.

Важное значение ступы Сваямбунатх неоднократно подчеркивалось авторитетными буддийскими учителями. Как говорит Его Святейшество Далай Лама 14, ступа Сваямбу – это источник счастья для всего мира. А Трулшик Ринпоче и Кхамтрул Ринпоче 4, посетивший Свамбу в 17 веке, схлдятся во мнении, что это место является самым священным в долине Катманду, ведь оно получило благословление тысяч будд и еще получит благословление всех будд этой кальпы.

В Непале распространено предсказание, согласно которому в этой стране начнется упадок буддизма, «когда два клыка придут есть ступу». Есть мнение, что имелись ввиду два индуистских храма, которые были построены возле ступы в период правления Пратапа Малла, так как по форме и цвету они напоминают клыки. Причем периодически эти храмы разрушаются, то в результате удара молнии, то в результате землетрясения, как это было в 2015 году.

сваямбу

В результате землетрясения 2015 года разрушен индуистский храм рядом со Сваямбу

Есть два маршрута совершения обходы вокруг ступа: внешняя кора – вокруг холма, и внутренняя кора – вокруг главной ступы.

Официально к ступе можно пройти двумя путями: один – по длинной лестнице, в конце которой находится касса, где можно купить входной билет; другой вход находится дальше по доороге, ведущей вверх по холму – рядом с парковкой туристических автобусов. Считается, что подъем по лестнице помогает накапливать заслуги, кроме того, по пути можно увидеть несколько прекрасных статуй Будды, имеются лавочки для отдыха.

 

Ваджра и мандала Ваджрадхату у ступы Сваямбунатх

Храм Харити

Рядом со ступой находится храм Харити, которая считается защитницей детей. Согласно легенде Харити была демоницей, у которой было несколько сотен детей, для кормления которых Харити похищала детей у людей.  После того как матери обратились к Будде с просьбой о защите, Будда усмирил демоницу. Он спрятал от Харити одного из сотен ее детей, дав ей возможность прочувствовать боль утраты ребенка. В поисках ребенка Харити попросила Будду помочь ей, на что Будда разъяснил Харити, что матери, у которых Харити похищала детей, страдают еще больше, чем Харити, у которой детей сотни. Осознав это, Харити связала себя обетом стать защитницей детей. При этом Будда сказал, что для помощи Харити в кормлении её собственных детей, люди будут подносить Харити первую часть пищи. Своим последователя Будда сказал: «Те, кто следуют за мной как за учителем, должны подносить первую часть трапезы Якши Харити».

Непальцы знают много историй, связанных с этим храмом, и порождающих веру в Харити. В некоторые дни к храму выстраивается очередь из посетителей с детьми.  Буддийские учителя также обращают внимание на необходимость относится к Харити с должным уважением и делать ей подношения.

Говорят, что Харити также является защитницей ступы Сваямбу, и появление двух храмов - шикхар, напоминающих клыки, вызвало ее недовольство, которое проявилось чудесным образом.

 

Харити

У входа в храм Харити

 

Статуя Будды Дипанкары

Прекрасная древняя статуя Будды Дипанкары выполнена из цельного камня чёрного цвета

 

Статуи и Ступы

Рядом с большой Ступой находятся много ступ и скульптур. Большинство из них были построены на средства королей, браминов и   последователей Учения Будды с древних времён и до настоящего времени.

Ступа Васубандху

Великий буддийский ученый, автор «Абхидхармакоши» Васубандху некоторое время на Холме обезьян. Согласно преданию, однажды он сидел как раз на том месте, где сейчас стоит ступа и смотрел на холмы внизу. Он увидел монаха, который возделывал поле, снял свои одежды и обернул ими голову чтобы защититься от солнца. Увидев это, он воскликнул: «Ну, если это и есть практика Дхармы, тогда нет смысла мне сланяться», и он начал начитывать дхарани (длинную мантру) Ушнишивиджайи в обратную сторону, его череп раскололся, и он умер. Позже его останки были помещены в ступу.

Мандала Чакрасамвары

 Справа и немного вниз от ступы Сваямбу расположено здание, в котором находится огромная мандала Чакрасамвары. Пять уровней мандалы соответствуют пяти каям. За дверью небольшой дворик, где люди помещают подношения. Внутри можно видеть настенные фрески, которые отлично сохранились несмотря на свой возраст, исчисляемый столетиями. За первой дверью находится вторая, ведущая вниз к мандале Чакрасамвары. Считается, что это место получило благословление Чакрасамвары. Однажды один из королей Непала пришёл в это место с целью получить силу, достаточную, чтобы стать правителем всей Азии. Король вошел в здание и вышел только через несколько дней. Оказалось, он сошел с ума. Право входить за последние двери имеют только неварские ваджрные мастера.

Холм Манджушри

 Этот холм ещё называют Холм Нагарджуны. Это собственно место, где неварские буддийские мастера получали свои первые посвящения и учения. Почему он называется в честь Манджушри не очень ясно, но считается, что первое учение, данное здесь было Манджушри Нама Сангити, которое получило широкое распространение в долине Катманду.


Перейти в раздел "Буддийские святыни долины Катманду"


Читайте также: