Санкху

Санкху

Санкху

 

храм Ваджрайогини

Храм Ваджрайогини в Санкху

Санкху – древний неварский городок, расположенный на северо-восточной окраине долины Катманду. Это – священное место, связанное с Ваджрайогини, как для буддистов так и для индуистов. Оно считается одним из самых древних, его история восходит к 5 веку н.э.  и здесь остался отпечаток тех времен, когда учения Сутры и Тантры распространялись из Индии в Тибет.

Это место также известно как "Восемьдесят Махасиддхов", поскольку там расположены четыре из пяти пещер, которые считались обязательными для посещения великими йогинами Индии и Непала. Считается, что одна из пещер является пещерой, где практиковал Нагарджуна. Ранее в этой пещере находилась его статуя, но позднее статую поместили неподалеку от пещеры.  Также в этих пещерах в свое врем медитировали Марпа и Гуру Падмасамбхава.

В период до династии Малла Санкху было самостоятельным королевством. До сих пор можно видеть дворцовую площадь Дурбар – Лайаку.

Согласно одной из легенд, Ваджрайогини поручила строительство города Санкху в форме раковины священнику Йогадеву и первому королю Шанкадеву. Старейшая надпись, обнаруженная в Санкху датируется 583 годом. Есть и другие письменные свидетельства, которые говорят о храме, построенным королем династии Малла в 1655 году.

В этом храме находится божество Угра-Тара, проявленная как Экаджати, которая, как считается, даёт сильное благословение, особенно статуя в верхнем храме. Образ в нижнем храме красного цвета с одним лицом и четырьмя руками, две из которых держат капалу (чашу из черепа) и нож у сердца и остальные две держат меч и лотос утпала. В верхнем храме такой же образ Угра-Тары, сделанный из металла, левая нога вытянута. В верхнем храме находится есть упоминание о непальской принцессе Бхрикути, которая стала женой тибетского царя Сонгцена Гампо.

В обоих храмах богиню Ваджрайогини окружают по сторонам Багини и Сингини, тигроголовая и львиноголовая дакини, соответственно. В верхнем Храме также расположена бронзовая статуя Будды и Локешвары. Этажом ниже в небольшой комнате находится самовозникшая каменная ступа Сваямбху.

На холме неподалёку находится двор, в центре которого источник, содержащий «воду кальпы», который никогда не пересыхает. В здании, расположенном сразу слева от лестницы расположен «вечный огонь» или «огонь кальпы».

Дальше, на вершине холма находится Мани-линга. Там, Будда, в своей предыдущей жизни, будучи ещё Бодхисаттвой, долгое время пребывал в самадхи. Однажды он отрезал шишку (head protuberance), как подношение. Эта шишка (выпуклость) или её подобие из камня находится здесь и называется «Мани-линга».

Гуру Падмасамбхава, будучи в Долине Катманду совершил паломничество к Санкху, где он встретил молодую девушку Шакьядеви, у которой умерла мать и, оставшись на месте ее погребения, девушка была обречена жить с обезьянами. Гуру Ринпоче взял её с собой в Янглешо. Гуру Ринпоче оставил некоторые терма в Санкху и в округе.

Вайрочана, покидая Тибет после того, как его учения оклеветали, остановился в Непале и поднёс золотое изображение (тханку) монастырю Санкху.

Неподалеку в местечке Нагаркот, можно увидеть выдавленный в камне отпечаток ноги Миларепы, который медитировал в этих местах в течение 3 месяцев.

Была найдена терма, в которой Еше Цогьял сообщает о том, что в месте Бхактапур, расположенном неподалеку от Санкху, она нашла духовного супруга Атсара Сале, с которым они отправились в Тибет.


Перейти в раздел "Буддийские святыни долины Катманду"


Читайте также: