Лумбини и Капилавасту – место рождения и родина Будды Шакьямуни

Лумбини и Капилвасту

Содержание раздела "Буддизм Непала":


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НЕПАЛУ

Лумбини

На фото: Колонна Ашоки (249 г. до н.э.), храм Майя Деви и священный пруд в Лумбини

Лумбини расположен примерно в 250 км на юго-запад от Катманду, неподалеку от границы с Индией.

Согласно историческим и религиозным источникам Майя Деви - мать Будды, направлялась из своего дома, который находился в Капилавасту, в дом своих родителей, чтобы там родить ребенка. Роды начались в дороге внезапно и прошли безболезненно.  Майя родила, находясь между двумя деревьями сал, держась рукой за ветку одного из них. Когда ребенок родился он сразу же сказал: «Это мое последнее перерождение». Затем он сделал семь шагов на четыре стороны света (начиная с севера) и цветки лотоса появлялись после каждого шага; и мать, и ребенок были омыты божествами. Майя, умерла через семь дней после рождения ребенка. Махапраджапати, младшая сестра Майи, стала для Сиддхартхи приемной матерью.

Лумбини было идентифицировано благодаря индийский император Ашоке, который посетил этот район в 248 г. до н. э. и возвел колонну с надписью в честь рождения Сиддхартхи. Он также построил стену вокруг деревни и приказал построить четыре ступы, чтобы отметить место. Он не был абсолютно уверен, что Сиддхартха родился в Лумбини, но по крайней мере мы знаем наверняка, что это было широко распространённое мнение и во времена Ашоки и ранее.

Есть запись, что китайские монахи посещали Лумбини и Капилавасту в 403 году и в 636 году. Однако, после упадка буддизма в Индии в 13 веке, Лумбини становится забытым местом.
Столетия спустя, в 1896 году, немецкий археолог А. Алоис обнаруживает колонну Ашоки, которая является доказательством того, что именно здесь был рожден Будда.

Немецкий археолог по имени Алоис Фюрер вновь открыл для мира Лумбини в 1895 году. Он раскопали некоторые из сооружений, построенных во времена Ашоки, а также храм в котором были изображены сцены из жизни Будды. В течение 20-го века был проведен ряд раскопок и многие буддийские сооружения были вновь открыты. Этот район был почти полностью восстановлен в течение нескольких последних десятилетий. Одним из основных сооружений в Лумбини является храм Майядеви, который включает фактическое место, где родился Будда, на что указывает маркировочный камень, который был обнаружен в 1996 году, когда храм был раскопан. К храму примыкает к Священный пруд, где Будда совершил свое первое омовение.

Лумбини – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждая страна, в которой проживают последователи буддийского учения имеют право построить храм в этом месте, здесь уже расположены 19 монастырей – Японии, Китая, Бирмы, Камбоджи, Индии, Таиланда и другие, еще под 42 иностранных монастыря отведена земля.

Особенно интересно побывать в Лумбини, когда там празднуют День рождения Будды Шакьямуни (Будда Джаянти) во время полнолуния в мае.

 

Тилауракот - Капил(а)васту

Капилвасту - родной город Будды Шакьямуни 
 

Согласно буддийской традиции, Капилавасту - это название древнего города, где Сиддхартха Гаутама, также известный как Будда, был воспитан и прожил до 29 лет, когда он отрекся от мирской жизни. Существует некоторая полемика о точном местонахождении Капилавасту. Некоторые версии говорят, что он расположен в зоне Тераев на юге Непала, примерно в 10 километрах к западу от Лумбини (место рождения принца Сиддхартха Гаутама) недалеко от индийско-непальской границы. Согласно другой версии Капилавасту расположен на севере Индии неподалеку от места под названием Пипрахва.

 

РОДНОЙ ГОРОД БУДДЫ

Буддийские источники палийского канона, известные как Датхванса, утверждается, что Капилавасту был построен сыновьями Икшваку, правителя одного из государств в Северной Индии, с разрешения индийского философа по имени Капила, жившего, вероятно, около двух столетий до времен Будды. Город был назван в память Капила. Интересно отметить, что Будда был сведущ в философии Капилы и, конечно, был под его влиянием.

Примерно в 600 году до н. э. в Северная Индия состояла в основном состоит из многочисленных и небольших независимых государств, конкурирующих за ресурсы. Государство Шакья было одним из этих государств, и оно была расположено у подножия Гималаев. Капилавасту был столицей государства Шакья. Род Шакья относился к касте кшатриев, в которую входили воина и правители. Есть некоторые противоречия в отношении происхождения рода Шакья.  Вся информация собирается из буддийских источников, но на протяжении столетий некоторые факты излагались по-разному, изменялись и дополнялись. Есть сведения, что этот род был изгнан из другого королевства, которое по некоторым данным называлось Айодхе, и после этого род Шакья основал собственное государство.

Несмотря на то, что Суддходана Гаутама (отец Сиддхартха Гаутама) часто описывается как царь Капилавасту, скорее всего, его статус был на самом деле был подобен региональному лидеру, что-то вроде вождя племени. Причина этого заключается в том, что государство Шакья имело республиканскую форму правления, а не монархию. Там проводились регулярные собрания, в которых принимали участие члены самых влиятельных семей. Почти наверняка, в семья Суддходана Гаутама была одной из ведущих семей в рамках этой политической системы.

Сиддхартха Гаутама жил в Капилавасту, пока он не оставил свой дом и стал жить как бездомный аскет. Через 6 лет после того, как он достиг Просветления, Будда вернулся в Капилавасту, где его двоюродные братья Ананда и Девадатта, его сводного брат Нанда, его парикмахер Упали, и даже его сын Рахула, присоединился к Будде, став  частью его монашеской общины.

 

РАЗРУШЕНИЕ КАПИЛАВАСТУ

На юге государство Шакья было государство Косала, которое было более крупным, более мощным и одним из древнейших государств Северной Индии, основанное приблизительно в 1000 году до н. э. К 700 г. до н. э. государство Косала стало великой державой и оказывало некоторое политическое влияние на своих небольших соседей, включая государство Шакья. Насколько сильным это влияние было неясно, но не исключено, что некоторые небольшие государства платили дань правителям Косалы. Буддийский текст, известный как Махавасма сообщает, что государство Шакья было завоевано армией государства Косала во времена Вирудхака.

Вирудхака был правителем Косалы во времена Будды. Он был сыном Пасенади, предыдущего правителя Косалы, который узурпировал власть, сев на трон своего отца. После того, как Пасенади взошел на престол, он просил клан Шакья отдать ему в жены девушки благородного происхождения. Шакья направили ему рабыню вместо, убедив Пасенади, что на самом деле она была из знатной семьи, и вот она родила Вирудхаку. Будучи еще мальчиком, Вирудхака посетил Капилавасту и узнал о своем низком происхождении. Понимая, что его отец был оскорблен и обманут кланом Шакья, он поклялся отомстить соседям. После того, как Пасенади скончался, Вирудхака направил войска в Капилавасту - центр политической власти Шакья. Столица государства Шакья была уничтожена, её жители убиты, а само государство Шакья вошло в состав Косалы.

 

КАПИЛАВАСТУ ГЛАЗАМИ КИТАЙСКИХ ПАЛОМНИКОВ

Вторжение Вирудхаки в Капилавасту подтверждается китайский паломник по имени Фа Хиен (337 -  422 г.г. н. э.), который посетил Капилавасту в 403 г н.э и сообщили ту же версию событий. Фа Хиен описал свой визит в Капилавасту в своей работе «Записи о Буддийских Королевствах».

Территория Капилавасту была безлюдна, когда китайские паломники прибыли туда. Однако, это место еще не было забыто, и некоторая активность все еще сохранялась. В ходе 9-го века н. э. этот район контролировался мусульманами, а позже индуистами. В это время много буддийских памятников было разрушено и это место было забыто. И несмотря на то, что точное местоположение Капилавасту еще не определено и есть две версии, описание местности китайскими паломниками помогли заново открыть миру множество древних буддийских памятников в этой местности.

 

Кудан - Ньягродхарама

В древности эта местность называлась Ньягродхарама. Достигнув Пробуждения Будда Шакьямуни пришел навестить свою семью и остановился не в Капилвасту, а здесь, в Ньягродхарама. Сюда пришел его отец - король Суддходана, чтобы встретить сына; его мачеха Праждапати поднесла ему одеяние; его жена Ясодхара пригласила его во доврец на трапезу; а его сын Рахула, которому исполнилось 8 лет,  был посвящен в монахи самим Шарипутрой. Здесь в КУдане, Будда, которого окружали 300 учеников, неоднократно даровал Учение.

 

Готихава

В этом месте в 249 г. до н.э. импертор Ашока установил колонну, чтобы отметить место, где Будда Кракучханда ушел в нирвану (по другим данным - был рожден здесь или достиг здесь Пробуждения). Верхняя часть колонны утрачена.

 

Ниглихава

В этом месте был рожден Будда предыдущей эпохи (Бхадракальпа) - Будда Канакамуни. Во знаименование этого факта император Ашока установил здесь колонну в 249 г. до н.э. Колонна разломилась на две части: нижняя часть находится в земле, а верхняя часть лежит на поверхности. Надписи на Брахми и на Пали говорят о том, что здесь был рожден Будда.

На фото: Статуя Будды Канакамуни в Ниглихава


Содержание раздела "Буддизм Непала":


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НЕПАЛУ