Содержание раздела "Буддизм Непала":
Индийский император Ашока империи Маурьев во 2-ом веке до н.э. посещал Лумбини и воздвиг колонну по соседству с храмом Майя Деви, построенном вокруг камня, отмечающего точное место, где родился Будда. Считается, что по окончанииТретьего Буддийского Собора Ашока поехал в Патан и возвел там четыре буддийские ступы, а его дочь - Чарумати, основала рядом со ступой БоднатхпоселениеЧабахил, поэтому храм и ступу в Чабахилотносят к тому же периоду времени.
В этот период в Непале наблюдался расцвет как буддизма, так и индуизма.Характерными примерами искусства того времени являются статуи Будды в Пашупатинатх и в ЧангуНараян, а также статуя Спящего Вишну в Буданилканте (почитается некоторыми непальскими буддистами).
Древние буддийские тексты утверждают, что великие буддийские учителя посещали Непал в это время.
Древний буддийский текст МанджушримулаКальпа упоминаетМанадеву как короля государства НепалМандала, фактически занимавшего долину Катманду и ее окрестности, и завоеванного армией ПритниНараян Шаха в 1768 году. Кстати, само название Непал Мандала большинство исследователей связывают с сильным влиянием Буддизма Ваджраяны. Некоторые ученые даже видят связь строения государства Непал Мандала с мандалой Чакрасамвары. Такие версии, в том числе, были озвучены на конференции «Буддийское наследие государства Непал Мандала», проходившей в Катманду в 1998 году. Также Непал Мандала упоминается в древнем тексте Сваямбу-Пурана.
Буддийские хроники и тибетские источники того времени указывают на то, что в Непале были известны Будда Акшобья, Будда Амитабха, Ваджрайогини, Ваджрабхайрава, Ушнишавиджайя и Самантабхадра.
Период Личхави был отмечен религиозной толерантностью. Так, корольМанадева и его семья почитали и буддийские и индуистские святыни.
Этот период обозначается как начало распространения культа Авалокитешвары и время возникновение многих древних памятников в долине Катманду, таких как Сваямбунатх, Боднатх, четыре ступы Ашокав Патане и еще около двухсот объектов поклонения, выполненных из камня.
В то время были проводились многочисленные буддийские ритуалы и фестивали, посвящённые Бодхисаттве Авалокитешваре, которые впоследствииоказали влияние на неварскую культуру, а также почитание камней с высеченных на них мантрой Авалокитешвары «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».
Один из праздников отмечался сотнями людей, которые помогали строить и транспортировать в течение нескольких дней по определенному маршруту огромную телегу, на которой размещалось изображениеАвалокитешвары. Этот праздник пользовался большой популярностьюсреди населения долины Катманду, что усиливало позиции буддизма в Непале.
К периоду Личхави относят около сорока камней, с высеченными на них надписями, связанными с буддизмом. Несмотря на то, что большинство надписей касаются монашества, мало что известно о повседневной жизни в монастырях и о том, как они администрировались.
Названия пятнадцати буддийских монастырей, как следует из контекста, в котором некоторые из них названы, являются одними из самых важных религиозных святынь того времени. При этом до сих пор не удается достоверно установить, какие именно школы буддизма были наиболее популярны в то время. Однако скорее всего в этот период в Непале были представлены такие школы раннего буддизма как Махасангхика, Сарвастивада и Самматия, а Мадхъямика и Йогачара появились позднее с развитием Ваджраяны.
Первый из королей династии Тхакури,Амсувараман, отдал свою дочь Бхрикути замуж за правителя Тибета царя СонгценГампо. Согласно легенде, в состав свадебного приданного Бхрикутивходила чаша для подаяний, ранее принадлежащая Будде. Считается, что она была воплощением Зеленой Тары и покровительствовала развитию буддизма в Тибете. Этот период вошел в историю как "золотое время" для непальского и тибетского буддизма.
Этот период ознаменован расцветом неварской культуры, которая сочетает в себе традиции и буддизма, и индуизма. Происходил интенсивный обмен знаниями с тибетцами,развивалось искусство буддийской живописи, в том числе, тханки - изображения на или с использованием ткани. Считается, что в это время появилась традиция, допускающая ламам вступать в брак и иметь детей, а традиция Тхеравады был утрачена и возобновилась лишь в 20 веке.
Во время правления династии Шах наблюдался упадок буддизма и сильное влияние на него со стороны индуизма. В тоже время на севере, в королевстве Мустанг, находящимся под властью практикующих буддизм лопа и тхакали, произошел расцвет Ваджраяны.
В это время неварский буддизм подвергся тотальному влиянию индуизма, сохранив неизменными лишь отдельные элементы.При этом на севере, ближе к границе с Тибетом, влияние тибетского буддизма было решающим, за исключением этноса тхакали, который все-таки подвергся влиянию индуизма. Важно отметить, что во время автократичного правления Рана предпринимались попытки подавления возрождения традиции Тхеравады, которое началось в двадцатых годах 20 века. Монахи этой традиции дважды массово изгонялись из Непала – в 1926 и 1944 годах.
Также этот период известен тем, что в 1896 году немецкий археолог А. Алоис обнаружил колонну Ашоки и заново открыл для мира Лумбини.
После свержения династии рана в 1951 буддизм в Непале постепенно развивается и выходит за пределы этнических групп. С тех пор в Непале существуют три основные направления буддизма: тибетский Буддизм, неварский буддизм и буддизм Тхеравады.
Непал, который ранее официально признавался индуистским государством, в 2006 году официально стал светским, предоставляя равные возможности для развития всех конфессий.
Согласно последней переписи населения 2001 года последователи буддизма в Непале преимущественно являются следующие этносы:
Этническая группа | Общая Численность Населения (чел.) |
Количество буддистов (чел.) |
Процент буддистов (%) |
---|---|---|---|
Гурунг | 3,500,000 | 3,000,000 | 95.9 |
Магар | 1,887,733 | 1,268,000 | 60 |
Таманг | 1,282,304 | 1,257,461 | 98.06 |
Невар | 1,242,232 | 190,629 | 15.3 |
Хёлмо | 198,000 | 195,400 | 98.4 |
Шерпа | 150,000 | 130,000 | 92.8 |
Ботэ | 100,000 | 98,000 | 98 |
Лепча | 60,000 | 50,800 | 88.8 |
Хакали | 50,000 | 35,000 | 65 |
Чхантьял | 30,000 | 18,000 | 64.2 |
Дзирел | 20,500 | 19,600 | 87 |
Содержание раздела "Буддизм Непала":