Буддизм и Современная наука

Буддизм и Современная наука

Журнал "Буддизм в Гималаях"

Доктор Гранвиль Дхармавардена, Университет Коломбо

"Будда - величайший ученый в истории человечества". Я часто слышал этот постулат во время проповеди. Это совершенно неправильно. Ученые - это люди, которые работают и признают результаты исключительно в рамках научного метода. Ученые отказываются от знаний, полученных иным способом. Будда не использовал научный метод и, следовательно, он - не ученый.

Из двух методов получения знаний, доступных для человеческого существа, Будда использовал метод интуиции, присущий деятельности правого полушария мозга. Тогда как западный подход к получению знаний использует метод левого полушария. Будда развил свой ум до крайней высокой степени Просветления (состояния Будды), благодаря чему он сумел понять истинную природу реальности во всей её полноте. На основании этого постижения он предложил философию, которая наиболее способствует сбалансированной и счастливой жизни, жизни в гармонии с окружающими, в гармонии с природой, к жизни, наполненной смыслом и лишенной стрессов, тревожности, ревности и пустой гордыни. В итоге такая жизнь приводит к состоянию полного блаженства. Это было более 2500 лет назад. Настоящая наука началась гораздо позже.

Науку часто определяют как систему четко сформулированных знаний. Это знания, необходимые для понимания явлений, которые мы наблюдаем и которые влияют на нашу жизнь. В древности наука представляла собой кумулятивный процесс повышения знаний и способности понимать то, что происходит вокруг человека. Это знаменовало последовательные победы над невежеством и суеверием. Во времена Будды, наука давала умозрительные объяснения на основе размышлений интеллектуалов, которые посвятили большую часть своего времени для обдумывания и понимания природных явлений. Наука помогла разработать технологии, необходимые для производства вещей, чтобы сделать жизнь более комфортной.

В семнадцатом веке французский математик Рене Декарт разделил все явления Вселенной на материю (res extensa) и сознание (cogitans res). При этом роль науки была ограничена исследованием первого.

Наука, которая развивалась на основе разделения, проведенного Декартом, ограничивалась изучением материальных объектов в пределах восприятия органов чувств человека, которые не способны воспринимать ничего, что выходит за рамки трех пространственных измерений.

Указанные выше ограничения встали на пути науки к достижению своей цели - понимания истинной природы реальности, ведь природа и природные явления не ограничены ни материей, ни тремя пространственными измерениями. Таким образом, многие важные явления природы оказались вне сферы науки. Наука, тем не менее, принесла огромную материальную пользу для человечества. Поэтому люди во всем мире имеют очень высокую уверенность в науке и принимают все объяснения с научной точки зрения. Конечной целью науки является понимание истинной природы реальности, уменьшение человеческих страданий, и принесения человеку счастья путем предоставления материальных благ.

Путь Будды - приобретение знаний путем интуиции - не подлежит ограничениям, которые душили науку, и поэтому, в отличие от научного знания, Будда приобрел полноту в постижении истинной природы реальности. Это подтверждается более чем 2500-летним опытом. По этой причине в познании Будды не было никаких серых зон, которые пришлось бы скрывать под облаком воображаемых сверхчеловеческих способностей.

Как и наука, буддизм не требует от своих последователей догматической веры в то, чему учил Будда. Будда говорил, что не следует слепо принимать то, чему он учил, но необходимо исследовать это, прежде, чем принять. По этой причине его учения остаются неизменными и актуальными во все времена и при любых обстоятельствах.

Знание, обретенное Буддой, представляет собой проникновение в природу истинной реальности, что одновременно является конечной целью научного метода. В то время как цель учения Будды - это устранение человеческих страданий, это путь к тому, чтобы сделать человека счастливым и довольным путем наставлений и самодисциплины, целью науки было обеспечение человечества материальными благами.

В 1905 году Альберт Эйнштейн разрушил барьер «трех измерений» в науке и вывел сферу науки за пределы трех пространственных измерений и ограничений, установленных Декартом. Это вдохновило человечество к стремлению иметь более реалистичный взгляд на природу и феномены с помощью научного метода. Так, в 20 веке современная наука преодолела пространственный барьер с помощью таких великих ученых как Альберт Эйнштейн, Эрвин Шредингер, Луи де Бройль, Поль Дирак, Вернер Гейзенберг, Ричард Фейнман, Марри Гелл-Ман, сэр Артур Эддингтон и Стивен Хокинг.  Эта наука основана на теории относительности, квантовой механике и принципе неопределенности. Эти ученые устранили искусственные бифуркации Декарта и крайний материализм в науке. К середине 20 века процесс сбора научных знаний представлял собой хорошо организованные лабораторные и полевые эксперименты, наблюдения, развитие теории, прогнозирование, верификацию прогнозов и всеобщее признание.

В силу преодоления трехмерного барьера и развития научного поиска за пределами возможностей органов чувств отпала необходимость императивной опоры на воспринимаемые органами чувств механизмы наблюдаемых явлений в качестве критерия достоверности. Появление компьютеров значительно расширило возможности человеческого мозга для понимания сложных явлений, которые слишком масштабны, чтобы решаться непросветленным сознанием без посторонней помощи. При этом компьютер никогда не сможет достичь способностей человеческого мозга, потому что мозг человека управляется сознанием, которое работает со скоростью превышающей скорость света.

Главным достижением науки в двадцатом веке стало то, что ученые преодолели границу трех измерений и приобрели более реалистичное понимание природы и природных явлений. В 20 веке наука дала нам возможность научно подтвердить, что такие понятия, как непостоянство, перерождение, телепатия и бессамостность, которым учил Будда - это истинные явления природы, которые находятся за пределами трех пространственных измерений и, следовательно, за пределы классической науки.

Дерек Парфит из Оксфордского Университета (наверное, самый важный из ныне живущих философов) принимает буддийский взгляд на жизнь и бессамостность. Он считает, что его принятие бессамостности, которое был вдохновлено исследованиями по препарации мозга, освободило его из тюрьмы в себе. Он говорит:

"Когда я считал, что мое существование – это непреложный факт, мне казалось, что я нахожусь в тюрьме самого себя. Жизнь представлялась мне как стеклянный туннель, через который я двигался быстрее с каждым годом, и в конце которого была тьма. Когда я изменил мой взгляд, стены моего стеклянного туннеля исчезли. Теперь я живу под открытым небом".

Дерек Парфит, Фритьоф Капра* (известный физик-ядерщик) и Гэри Зукав приняли буддийское понимание материи и считают необходимым освободить себя из тюрьмы материальных частиц.

Процесс воспроизводства человеческого существа объясняется в учении Будды как родительский союз, где мать создает плодородную среду, куда проникает сознание. Первое поставляет полный набор хромосом, необходимых для создания зиготы, которая при обычном делении клеток создает физическое тело. Приход сознания в физическое тело делает его индивидуальным.

В 1968 году доктор Роберт Эдвардс** и его команда ученых из Кембриджского университета провела опыт по искусственному оплодотворению, что в дальнейшем привело к невероятным достижениям в репродуктивной биологии, завершившихся в 1996 году клонированием. Однако все эти достижения лишь изменили место и механизм создания зиготы. Дальнейшее развитие зиготы в индивидуальный плод, что происходит с приходом сознания, а также процесс рождения ребенка соответствует описанию, изложенному в учении Будды.

Тем, кто находится на передовой линии современной науки, сейчас становится все более очевидно, что те открытия, которые совершила наука, были известны Будде более 2500 лет назад. Это подтверждают следующие высказывания самых выдающихся ученых 20 века.

Альберт Эйнштейн, которого считают отцом теории относительности, говорит:

"Индивидуальное существование представляется как своего рода тюрьма, но человек хочет познать Вселенную как единое космическое целое. Зачатки космического религиозного чувства появляются уже на ранней стадии развития, например, в Псалмах Давида и в трудах некоторых пророков. Но намного сильнее этот элемент выражен в буддизме, и мы знаем это, особенно из замечательных сочинений Шопенгауэра".

Нильс Бор, который вместе с Эрнестом Резерфордом разработал общепринятую модель атома, говорит:

"Чтобы увидеть параллели с предметом атомной теории…. (мы должны обратится) к эпистемологическим проблемам, с которыми уже сталкивались такие мыслители как Будда и Лао-Цзы, когда пытались согласовать наше положение как зрителей и как актеров в спектакле существования".

Самый именитый физик-ядерщик Роберт Оппенгеймер, который произвел первую атомную бомбу, говорит:

"Общие представления о человеческом понимании ... которые демонстрируют открытия в атомной физике, они происходят не из какой-то совершенно неслыханной, совершенно незнакомой или новой для нас природы вещей. Даже в нашей собственной культуре у них есть история, а в буддизме и индуизме - более значительное и центральное место. То, что нам предстоит обнаружить, является примером, вдохновением и совершенствованием древней мудрости".

Основное учение Будды - это Благородный Восьмеричный Путь. Дайсэцу Тэйтаро Судзуки так описывает первый пункт этого Пути:

"Воззрение играет самую важную роль в буддийской эпистемологии, ибо воззрение лежит в основе познания. Постижение невозможно без воззрения; все знание берет свое начало в воззрении, которое целиком собрано в Учении Будды. Таким образом, буддийская философия в конечном итоге указывает на видение реальности как она есть. Воззрение - это переживание Просветления".

Учения Будды, основанные на истинной природе реальности, признаются актуальными во все времена и при любых условиях. Буддизм - единственная доступная для человечества доктрина, основанная на природе реальности во всей её совокупности. В настоящее время становится все более очевидным, что учения Будды – это ключ к решению большинства человеческих проблем, возникающих в результате чрезмерного потакания своим слабостям, чрезмерной конкуренции и взрывной жадности, приводящей к приобретению и накоплению неограниченного богатства, усилению насилия, терроризму, наркомании и самоуничтожению. Понятно, что буддизм воспринимается во всем мире как образ жизни разумных людей в третьем тысячелетии.

Статья подготовлена NEPALportal.ru по материалам Buddhist Global Network


Примечания переводчика:

* Фритьоф Капра - автор книги  «Дао физики» с подзаголовком «Исследование параллелей между современной физикой и восточным мистицизмом». В книге «Дао физики» содержится вывод, что  физика и метафизика в итоге приводят к одному и тому же знанию.

** Доктор Роберт Эдвардс - лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2010 год с формулировкой «за разработку технологии искусственного оплодотворения».


Читайте также в журнале "Буддизм в Гималаях":

♦ Буддисты и нейроученые сошлись во мнении: «Сознание присутствует повсюду»

♦ Ричард Гир. Мой буддийский путь. Часть 1 и Часть 2

♦ Далай Лама запускает вебсайт - навигатор по человеческим эмоциям

♦ Пенсия по-буддийски

♦ Шераб Зангмо. Великая йогиня Тибета

и другие интересные статьи