По численности населения Непал занимает 41 место в мире - 30 430 267 человек по состоянию на 2013 год. Ежегодный прирост- 1,4 %. Средняя продолжительность жизни составляет: у мужчин - 64,6 года, у женщин - 67 лет. Городское население — 15,6 %. (2011 год). В стране насчитывается 3938 деревень и 58 городов. Грамотность — 65,1 % мужчин и 42,5 % женщин (2001 год). За чертой бедности живут 45% населения Непала.
Несмотря на то, что равнинная территория Непала составляет лишь 23% площади всей страны, здесь проживает 48% населения. В последнее время популяция горной части Непала постепенно уменьшается, а численность населения Терая неуклонно растет как в силу внутренней миграции, так и за счет эмиграции из Индии и Бангладеша в Тераи.
В Непале проживают 103 кастово-этнические группы. Границы каст иногда довольно условные и зависит от касты, к которой принадлежит наблюдатель. В ходе переписи населения в 2001 году было установлено, что в стране существуют более 90 языков и диалектов. Язык непали является родным для 49 % населения. Также к довольно распространенным языкам относят майтхили – примерно 12 %, бходжпури – около 7,5 %, тхару – не более 6 %, таманг - примерно 5%, невари – около 3,5 % и магары – не более 3,5 %.
На карте: Языки и дилекты Непала
В целом все языки, на которых говорит население Непала отностятся к двум языковым семьям – тибетско- бирманской и индоевропейской. Жители высокогорных районов в языковом и этнокультурном отношениях тяготеют к Тибету, а население равнины на юге страны тяготеют к Индии. В средней части Непала, включая долину Катманду, происходит смешение этих культур.
Некоторые этносы являются беженцами, переселенцами или завоевателями. Например, шерпы бежали от монголов в Непал около 500 лет назад, а бахуны, спасаясь от мусульманского вторжения в Индию, начали обосновываться в Непале с 10 века, при этом миграция значительно усилилась в конце 14-го – первой половине 15-го века после падения Делийского султаната под натиском войск Тамерлана в 1398 году. Происхождение народностей невари или тхару окончательно не установлено. После оккупации Тибета Китаем в 1959 году некоторые тибетцы осели в Непале, при этом другая часть переместилась в Индию.
В настоящее время народности сильно перемешались. Однако было время, когда:
- племена киратов (раи, лимбу, лепча, сунувар и др.) компактно жили в Кират-прадеше, где текут семь притоков реки Коши
- невары – в долине Катманду, где течет река Багмати
- таманги – в горных местностях, окружающих долину Катманду
- магары и гурунги - в Магарате, где текут основные притоки реки Гандаки
- кхаса – в Кхасане, где текут притоки реки Карнали и т.д.
Сами непальцы называют себя словом «непали» (в переводе буквально «непальский»), которое перекочевало и в английский язык для обозначения непальцев.
Таблица. Этно-кастовый состав населения Непала
Этно-кастовая группа |
Популяция в 2001 году, чел. |
% от общей популяции Непала |
Чхетри |
3593496 |
15,80 |
Брахманы |
2896477 |
12,74 |
Магары |
1622421 |
7,14 |
Тхару |
1533879 |
6,75 |
Таманг |
1282304 |
5,64 |
Невары |
1245232 |
5,48 |
Муслим |
971056 |
4,27 |
Ками |
895954 |
3,94 |
Ядав, Ахир |
895423 |
3,94 |
Раи |
635151 |
2,79 |
Гурунги |
543571 |
2,39 |
Дамаи/Дхоли |
390305 |
1,72 |
Лимбу |
359379 |
1,58 |
Тхакурт |
334120 |
1,47 |
Сарки |
318989 |
1,40 |
Тели |
304536 |
1,34 |
Чамар, Хариджан, Рам |
269611 |
1,19 |
Коири |
251274 |
1,11 |
Курми |
212842 |
0,94 |
Как упоминалось выше, в Непале насчитывается 103 кастово-этнические группы, но в таблице приведены данные лишь о 19 из них (численность каждой составляет более 200 тысяч человек, т.е. примерна равна или превышает 1% от населения всей страны).
Чхетри (кшатрии) и брахманы являются самыми большими группами и вместе составляют 28,54% населения Непала. Чхетри и брахманы в основном принадлежат к этносу кхаса. Брахманы имеют с одной стороны такое деление как: сарасват, каньякубдж, гауд, уткал, маитхил, а с другой как: пурбия (восточный), пашчима (западный), маитхилский (джха, мишра) и неварский (раджопадхья).
Магары, тхару, таманги, невары, раи, гурунг, лимбу - относятся к этносам. К этно-кастовой группе Терая помимо тхару относятся уадав/абхир, тели, хариджан, коири и другие. Ками, дамаи/дхоли и сарки принадлежат к шудрам, т.е. к касте неприкасаемых. Всего к касте неприкасаемых относится около 7% населения. Мусульмане относятся к религиозной группе.
Кастовая система – это атрибут индуизма, а этнос, как известно, не определяется религией. Кроме того, население Непала исповедует разные религии. Поэтому зачастую возникает путаница в определении касты и этноса. Так, невары - это единый самостоятельный этнос, но является последователем двух религий – буддизма и индуизма. Причем буддизм отвергает кастовый строй, который традиционно сопутствует индуизму, однако невары-буддисты все же имеют свою кастовую систему.
Путаница у самих непальцев усиливается и за счет того, что слова, обозначающие касту («джат») и этнос («джати»), очень созвучны. Поэтому некоторые непальцы считают, что кшатрии (чхетри) и брахманы (бахун) принадлежат к одноименным энтосам. Даже представители других этносов, не исповедующих индуизм, идентифицируют свою этническую принадлежность с кастой. Фамилии непальцев зачастую прямо указывают на принадлежность к этносу и/или касте.
Кастовая система Непала развивалась одновременно с индийской кастовой системой. Примерно с 10-го века, многие последователи индуизма, в том числе, представители высшей касты брахманов, спасаясь от вторжения со стороны арабов, переселялись в Непал из Индии, особенно из северо-восточной её части. Беженцы сохраняли свою культуру, традиции и ритуалы. В результате кастовая система в Непале схожа с индийской, но имеет свои отличия.
Брахманы (бахун) являются представителями высшей жреческой касты, далее чхтери (кшатрии) – каста правителей и воинов - вторая каста в кастовой иерархии. Известно, что Будда Шакьямуни (родился в 563 до н. э.) был принцем Сиддхартха Гаутама и принадлежал именно к касте кшатриев. Далее идет каста вайшья – каста земледельцев и ремесленников. Сюда относится большая часть народа невари. В самом низу находится каста неприкасаемых – как правило, они выполняют грязную работу.
Приведенная на рисунке система является упрощением реальной картины, т.к. сами непальцы насчитывают различное количество каст и кастовых систем, но, в любом случае, все касты делятся на «чистые касты» и «неприкасаемые касты». Своя иерархия каст существует и у бахун-чхетри, и у неваров-индуистов, и у неваров-буддистов, и у неприкасаемых.
Иногда высокий уровень благосостояния связывают с принадлежностью к высшим кастам и наоборот. Поэтому иностранцы, которые по традиции должны приравниваться к касте неприкасаемых в силу отсутствия своей касты, иногда причисляются к высшим кастам, однако при проведении ритуалов это отношение не применимо.
Кастовая система вводит множество ограничений и правил для представителей разных каст. Так, пищу, приготовленную брахманом, могут употреблять представители всех каст, но брахман может употреблять только пищу, приготовленную представителем его касты. Еда и вода, приготовленная неприкасаемым, не может быть использована людьми из высших каст. Также есть ограничения в отношении браков, ритуалов и прочие. Индуизм допускает такое социальное неравенство, а представители этносов, не исповедующих индуизм, не могут войти в две высшие касты и по традиции причисляются к третьей касте – вайшьям. Поэтому по ранее действовавшему закону были введены понятия «тагадхари» (букв. «носящий священный шнур») – сюда относятся две высшие касты бахун-чхетри; и «матвали» (букв. «употребляющий алкоголь») - сюда относятся все этносы, употребляющие алкоголь для религиозных целей, особенно, не принадлежащие к индуизму.
Кастовая система индуизма делает неприкасаемых бесправными членами общества. Поэтому, несмотря на то, что по закону кастовая система отменена, неприкасаемые часто меняют свое вероисповедание с индуизма на христианство, чтобы стать равноправным членом общества.
Законом 1964 г. кастовая система была в Непале официально упразднена. Однако говорить о том, что непальское общество совершенно отказалось от кастового строя было бы преждевременно. Так, существует специальный указ, в соответствии с которым упомянутый закон не будет иметь силы применительно к существующим религиозным традициям.
На фото: Тагадхари – носящий священный шнур Photo/Niranjan Shrestha
Путеводитель по Непалу | Святыни долины Катманду | Треккинг в Непале |