Население Непала

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НЕПАЛА

 

По численности населения Непал занимает 41 место в мире - 30 430 267 человек по состоянию на 2013 год. Ежегодный прирост- 1,4 %. Средняя продолжительность жизни составляет: у мужчин - 64,6 года, у женщин - 67 лет. Городское население — 15,6 %. (2011 год). В стране насчитывается 3938 деревень и 58 городов. Грамотность — 65,1 % мужчин и 42,5 % женщин (2001 год). За чертой бедности живут 45% населения Непала. 

Несмотря на то, что равнинная территория Непала составляет лишь 23% площади всей страны, здесь проживает 48% населения. В последнее время популяция горной части Непала постепенно уменьшается, а численность населения Терая неуклонно растет как в силу внутренней миграции, так и за счет эмиграции из Индии и Бангладеша в Тераи.

В Непале проживают 103 кастово-этнические группы. Границы каст иногда довольно условные и зависит от касты, к которой принадлежит наблюдатель. В ходе переписи населения в 2001 году было установлено, что в стране существуют более 90 языков и диалектов. Язык непали является родным для 49 % населения. Также к довольно распространенным языкам относят майтхили – примерно 12 %, бходжпури – около 7,5 %, тхару – не более  6 %, таманг  -  примерно 5%, невари – около 3,5 % и магары – не более 3,5 %.

На карте: Языки и дилекты Непала

В целом все языки, на которых говорит население Непала отностятся к двум языковым семьям – тибетско- бирманской и индоевропейской. Жители высокогорных районов в языковом и этнокультурном отношениях тяготеют к Тибету, а население равнины на юге страны тяготеют к Индии. В средней части Непала, включая долину Катманду, происходит смешение этих культур.

Некоторые этносы являются беженцами, переселенцами или завоевателями. Например, шерпы бежали от монголов в Непал около 500 лет назад, а бахуны, спасаясь от мусульманского вторжения в Индию, начали обосновываться в Непале с 10 века, при этом миграция значительно усилилась в конце 14-го – первой половине 15-го века после падения Делийского султаната под натиском войск Тамерлана в 1398 году.  Происхождение народностей невари или тхару окончательно не установлено. После оккупации Тибета Китаем в 1959 году некоторые тибетцы осели в Непале, при этом другая часть переместилась в Индию.

В настоящее время народности сильно перемешались. Однако было время, когда:

  • племена киратов (раи, лимбу, лепча, сунувар и др.) компактно жили в Кират-прадеше, где текут семь притоков реки Коши
  • невары – в долине Катманду, где течет река Багмати
  • таманги – в горных местностях, окружающих долину Катманду
  • магары и гурунги - в Магарате, где текут основные притоки реки Гандаки
  • кхаса – в Кхасане, где текут притоки реки Карнали и т.д.

Сами непальцы называют себя словом «непали» (в переводе буквально «непальский»), которое перекочевало и в английский язык для обозначения непальцев.

Таблица. Этно-кастовый состав населения Непала

Этно-кастовая группа

Популяция в 2001 году, чел.

% от общей популяции Непала

Чхетри

3593496

15,80

Брахманы

2896477

12,74

Магары

1622421

7,14

Тхару

1533879

6,75

Таманг

1282304

5,64

Невары

1245232

5,48

Муслим

971056

4,27

Ками

895954

3,94

Ядав, Ахир

895423

3,94

Раи

635151

2,79

Гурунги

543571

2,39

Дамаи/Дхоли

390305

1,72

Лимбу

359379

1,58

Тхакурт

334120

1,47

Сарки

318989

1,40

Тели

304536

1,34

Чамар, Хариджан, Рам

269611

1,19

Коири

251274

1,11

Курми

212842

0,94

Как упоминалось выше, в Непале насчитывается 103 кастово-этнические группы, но в таблице приведены данные лишь о 19 из них (численность каждой составляет более 200 тысяч человек, т.е. примерна равна или превышает 1% от населения всей страны). 

Чхетри (кшатрии) и брахманы являются самыми большими группами и вместе составляют 28,54% населения Непала. Чхетри и брахманы в основном принадлежат к этносу кхаса. Брахманы имеют с одной стороны такое деление как: сарасват, каньякубдж, гауд, уткал, маитхил, а с другой как: пурбия (восточный), пашчима (западный), маитхилский (джха, мишра) и неварский (раджопадхья).

Магары, тхару, таманги, невары, раи, гурунг, лимбу - относятся к этносам. К этно-кастовой группе Терая помимо тхару относятся уадав/абхир, тели, хариджан, коири и другие. Ками, дамаи/дхоли и сарки принадлежат к шудрам, т.е. к касте неприкасаемых. Всего к касте неприкасаемых относится около 7% населения. Мусульмане относятся к религиозной группе.

Кастовая система – это атрибут индуизма, а этнос, как известно, не определяется религией. Кроме того, население Непала исповедует разные религии. Поэтому зачастую возникает путаница в определении касты и этноса. Так, невары - это единый самостоятельный этнос, но является последователем двух религий – буддизма и индуизма. Причем буддизм отвергает кастовый строй, который традиционно сопутствует индуизму, однако невары-буддисты все же имеют свою кастовую систему.

Путаница у самих непальцев усиливается и за счет того, что слова, обозначающие касту («джат») и этнос («джати»), очень созвучны. Поэтому некоторые непальцы считают, что кшатрии (чхетри) и брахманы (бахун) принадлежат к одноименным энтосам.  Даже представители других этносов, не исповедующих индуизм, идентифицируют свою этническую принадлежность с кастой. Фамилии непальцев зачастую прямо указывают на принадлежность к этносу и/или касте.

Кастовая система Непала развивалась одновременно с индийской кастовой системой. Примерно с 10-го века, многие последователи индуизма, в том числе, представители высшей касты брахманов, спасаясь от вторжения со стороны арабов, переселялись в Непал из Индии, особенно из северо-восточной её части. Беженцы сохраняли свою культуру, традиции и ритуалы. В результате кастовая система в Непале схожа с индийской, но имеет свои отличия.

Брахманы (бахун) являются представителями высшей жреческой касты, далее чхтери (кшатрии) – каста правителей и воинов - вторая каста в кастовой иерархии. Известно, что Будда Шакьямуни (родился в 563 до н. э.) был принцем Сиддхартха Гаутама и принадлежал именно к касте кшатриев. Далее идет каста вайшья – каста земледельцев и ремесленников. Сюда относится большая часть народа невари. В самом низу находится каста неприкасаемых – как правило, они выполняют грязную работу.

Приведенная на рисунке система является упрощением реальной картины, т.к. сами непальцы насчитывают различное количество каст и кастовых систем, но, в любом случае, все касты делятся на «чистые касты» и «неприкасаемые касты». Своя иерархия каст существует и у бахун-чхетри, и у неваров-индуистов, и у неваров-буддистов, и у неприкасаемых.

 

Иногда высокий уровень благосостояния связывают с принадлежностью к высшим кастам и наоборот. Поэтому иностранцы, которые по традиции должны приравниваться к касте неприкасаемых в силу отсутствия своей касты, иногда причисляются к высшим кастам, однако при проведении ритуалов это отношение не применимо. 

Кастовая система вводит множество ограничений и правил для представителей разных каст. Так, пищу, приготовленную брахманом, могут употреблять представители всех каст, но брахман может употреблять только пищу, приготовленную представителем его касты. Еда и вода, приготовленная неприкасаемым, не может быть использована людьми из высших каст. Также есть ограничения в отношении браков, ритуалов и прочие. Индуизм допускает такое социальное неравенство, а представители этносов, не исповедующих индуизм, не могут войти в две высшие касты и по традиции причисляются к третьей касте – вайшьям. Поэтому по ранее действовавшему закону были введены понятия «тагадхари» (букв. «носящий священный шнур») – сюда относятся две высшие касты бахун-чхетри; и «матвали» (букв. «употребляющий алкоголь») - сюда относятся все этносы, употребляющие алкоголь для религиозных целей, особенно, не принадлежащие к индуизму.

Кастовая система индуизма делает неприкасаемых бесправными членами общества. Поэтому, несмотря на то, что по закону кастовая система отменена, неприкасаемые часто меняют свое вероисповедание с индуизма на христианство, чтобы стать равноправным членом общества.

Законом 1964 г. кастовая система была в Непале официально упразднена. Однако говорить о том, что непальское общество совершенно отказалось от кастового строя было бы преждевременно. Так, существует специальный указ, в соответствии с которым упомянутый закон не будет иметь силы применительно к существующим религиозным традициям.

На фото: Тагадхари – носящий священный шнур     Photo/Niranjan Shrestha


 

 

 

Путеводитель по НепалуСвятыни долины КатмандуТреккинг в Непале