Очерки о Непале. Жизнь в Непале: плохо или хорошо? Иначе

Жизнь в Непале: плохо или хорошо? Иначе

Статьи о Непале

Как много уже сказано о Азии. О её удивительном умении объединять грязь и святыни. Где бедность есть близкой соседкой роскоши, и чистота духа граничит с завшивленным телом. Те же садху… давайте будем откровенными, это высокодуховные голые, годами не мытые, мужчины. И они – священны. Это целый культ голого грязного немытого вонючего мужика. И причина их святости не в грязи, а в аскезах, внутреннем духе, медитациях, способе жизни. Но чистота души не равна чистоте тела. И тут можно рассуждать об этом долго, видеть символический смысл и многолетние практики. Но факт останется фактом – в месте, где живут садху стоит неприятный запах.

Так здесь со всем и во всем. Везде видится смирение противоположностей, полное принятие противоречий. Так, будто Непал хочет сказать тебе: «Каким бы ты ни был – я принимаю тебя. Здесь ты найдешь близкого тебе по духу человека, каким бы странным или нормальным ты не являлся. Потом станешь ещё страннее». И это подкупает. Ты можешь быть любым, но через месяц-два выбираешь быть собой.

Чтобы дописать эту статью мне потребовалось звонить местному провайдеру из-за перебоев с интернетом. При моих звонках ситуация повторяется одна и та же: прежде чем сотрудник начнет хотя бы пытаться разобраться в моей проблеме, я должна проявить мощное давление на грани с агрессивностью. Но после этого – проблема всегда решается легко и просто. Всё верно, в начале 10 кругов ада, а потом счастье от его избавления. И так весь Непал – существует на контрастах.

Жизнь здесь течет в ином измерении. Другое отношение к трудностям, проблемам и времени. «Сегодня» - равно недели. А «завтра» может значить и две. Время – относительно, важно только сейчас. Есть деньги – хорошая карма, нет денег – плохая карма, какие проблемы?

Даже еда готовится только на один раз. Никаких консерваций и запасов. Крошечных лавочек – пруд пруди, ибо каждая рассчитана на один небольшой полуквартальчик и снабжает его яйцами, овощами и хлебом. К вечеру большинство товара уже раскуплено, и утром будет свежий. Но это порождает следующую проблему: нет колбас, разнообразия сыров, полуфабрикатов и чего-либо ещё, что можно кинуть в холодильник и быстренько приготовить или пожевать сырым.

Жилой сектор Катманду поделен на семь зон электрификации. Есть график отключения электроэнергии по каждой зоне, но, например, с января по март 2016 каждую отключают на 13 часов в сутки. Это 8 часов света нет, 3 есть, 5 снова нет, и 8 есть, но они стабильно выпадают на ночное время. Хорошо хотя бы один раз успеть приготовить еду. Ведь это я про официальное отключение рассказала, а оно, как известно, далеко не всегда совпадает с реальностью. Бывало, что и трое суток электроэнергии не было. Что делать? Жить. Вот такое мнение у непальцев. Готовить на костре, если повезло. Если не повезло – не готовить. Всё.

Это их потрясающая формула – жить, чтобы не случилось! Обратите внимание, не «выжить любой ценой», «выживать», «пережить», а – «жить». Ощущая каждый момент, греясь на солнышке, радуясь красивым цветам и звездному небу. Тотальное принятие. Хотя со стороны выглядит, как безынициативность и выученная беспомощность.

Зато вид такой пестрый, что в первый момент аж завидно. В одежде нет серых красок и оттенков. Бывает иногда черный, но, скорее, как средство подчеркнуть незаурядную красотку востока. Сари, шаровары, курты – женщины пестрят всеми сочетаемыми, а куда чаще совершенно несочетаемыми вариантами раскраски. Любимое местное соединение зеленого с красным может довести до кондрашки от зависти любого белоруса. Здесь это считается красивым. Более того: красный, бордовый, алый – священный цвет красоты и благоденствия. Знаете, что из этого следует? Непалка в красное сари завернулась и всё! Красавица! Нет, я не шучу.

Даже свадебное платье невесты красное. И с обильным количеством золота. Кстати, на эту тему не раз пришлось «по-секрету» узнать от непалок, что они мечтаю о красивом белом свадебном платье. Элегантном, эффектном и очень нежном. Могу их понять. Ей, бедняжке, в своем традиционном платье и стоять-то тяжко – оно из-за золота весит солидно. Ни потанцевать, ни походить. В основном невеста на свадьбе сидит. Иногда её водят. Но ритуалы – священны и надо выполнять их все и строго, в том числе о прическе и платье невесты. Кстати сказать, ритуал в храме или проведенный монахами – это всё. А зарегистрировать брак у официальных властей могут родные и без присутствия молодых. Это уже мелочи.

Важно дополнить, что здесь совсем не редкость браки по решению семей, когда молодые хорошо если видели пару раз друг друга до свадьбы. Нет, без их согласия брак не состоится. Но как долго можно сопротивляться давлению родных? Особенно если тебя с детства приучают к тому, что решение семьи – самое мудрое и верное. Так что большинство соглашается. Стоят потом на церемонии растерянные, немного испуганные, но счастливые от самого факта такого большого праздника в их честь. Ведь семья выложит все сбережения, но праздник сделает грандиозным.

Хотя с другой стороны это и прекрасно, огромная поддержка родственников. Каждый знает, чтобы с ним не случилось – он никогда не останется один. Семья, община всегда его поддержит. Это даёт мощные внутренние силы продолжать счастливо созерцать жизнь. Далеко не многие из них стремятся помимо счастливого созерцания попробовать счастливо развиваться. Я до сих пор не видела ни одного непальца, сидящего и читающего книгу. Хотя знаю образованных, интересных и начитанных. Но они скорее исключение из правил.

Вообще, все сильно зависит от социального положения, касты. Чем оно ниже – тем безынициативнее, глупее, одностороннее будет человек. Разве не похоже на наше общество? Похоже-то, похоже, да не совсем… У нас это социально осуждаемо, все стараются говорить: «Учись, деточка, учись – это важно!». А здесь нет. Не хочешь – не надо. Но знай, что найдется парочка тех, которые хотят и готовы. И никто не будет осуждать ни первых, ни вторых.

Просто классика буддистского анекдота: «Дорогие мама и папа, пишет вам ваш дядя Федор из Шаолиньского монастыря. Сегодня я принял обет безоценочного отношения к миру, поэтому дела у меня никак».

Вот так и живешь здесь… Как негр на Троещине. Киевляне поймут. Хотя основное отличие – никакой агрессии к нам нет. Зато есть огромное количество откровенно любопытных взглядов. Но они почти всегда сопровождаются улыбкой и готовностью пойти на контакт, вступить в коммуникацию. Если заблудился, то постараются помочь, подсказать как доехать, словить такси (будто оно само к вам не подъедет в течение пары секунд, стоит только заозираться по сторонам). Люди добродушны и отзывчивы. Даже в маршрутке.

Для того чтобы это понять, представьте Запорожец, в который запихнули 12 человек и три курицы. Это и будет более или менее правдоподобное подобие местных маршруток. Они крошечные даже для непальцев. И вот в условиях этой давки люди улыбаются! Смеются, шутят, помогают друг другу держаться, перехватиться поудобнее, поставить надежно ногу, дотянуться до поручня, попасть попой во вмятину на стене, проделанную сотнями поп до этого. Сами берут чужие сумки, сажают себе на руки дородных женщин (чтобы стоячие хоть дышать могли) и всячески радуются тому, что едут.

А однажды меня в такой маршрутке погладили. Стоящая… Не совсем «стоящая», давайте говорить правду – скрученная надо мной в три погибели женщина, при торможении попала локтем мне по голове. Её первой реакцией было – погладить меня, потому что мне больно. Я обалдела и представила эту ситуацию в своём 11 автобусе утром в час пик. С этой сюрреалистичной картиной в голове и счастливой улыбкой на лице я доехала до своей остановки, выдралась из маршрутки и ещё три дня думала о бренности существования. Без комментариев.

Но знаете, что больше всего добивает в Непале? Грязь и грязь повсюду. Они харкают. С характерным звуком выплёвывая отхаркнутое прямо под ноги. И ужасно безвкусно одеты, сочетая такое, что и на голову не натянешь, не говоря уж о цветовой гамме. А они натягивают и подчас не только на голову. Это ужас и просто сладкий сон сюрреалиста. Абстракционисту тоже бы наверняка понравилось. А эти горы мусора вдоль дорог и домов могли бы сделать честь любому кубисту. Нищие очень навязчивы. Но самое худшее - это дети-попрошайки, они хуже рыбки-прилипалы. Хватают тебя за руки и виснут на них, пока ты не дашь им денег только чтобы они от тебя отстали.

Здесь не ценят личное пространство. Такое впечатление, что они даже не подозревают о его существовании. Все живут кучкой – так теплее. Моются на улице под общественным краном. При этом нагота жестко порицается, так что делают это замотанные в ткань. Еду готовят тоже во многом на улице. Да и вся жизнь у них проходит по большей части под открытым небом. Особенно зимой, когда солнце – единственный источник тепла, под лучами которого можно погреться.

А ещё непальцы орут. Нет, не так – они ОРУТ. Стоит непальцам собраться больше одного, как начинается невообразимый шум. Особенно если это женщины. Непалка, разговаривающая по мобильному телефону в транспорте, легко может довести вас до боли в ушах. Это особенность их языка. Большинство слов имеет ударение на последний слог, а некоторые – двойное ударение. И это надо произнести в условиях шума окружающей среды. Потому голос постоянно повышается и повышается, что совершенно не мешает другим непальцам. Они просто тоже повышают громкость разговора.

Для них проблемы громкости не существует. Запросто могут мыть металлическую посуду в 6 утра у вас под окном, швыряя её, ругая ребенка и отгоняя собаку в полный голос. Им даже в голову не придет, что это может кому-то мешать. Но это всё порождает обратную сторону: можете играть на барабанной установке в позднее время – им это тоже не будет мешать. Громкая музыка, миксер, пылесос в 3 часа ночи или что угодно другое совершенно не потревожит их сон. На просьбу вести себя тише непальцы реагируют смущением, извинениями и попыткой тебя больше не беспокоить (до следующего раза). Благодаря этому жизнь рядом с ними может быть довольно комфортной и полной неизведанных ранее прелестей. А может и не быть. Как повезет. Вы же в Непале.

Удивляет то, что здесь дети – неотъемлемая часть культуры и социального общества. Если папа таскает тяжелые корзины с песком, то вполне вероятно где-то рядом обнаружить 5-6 летнюю малышку несущую свою ношу, например, с дровами. Или она будет помогать ему разравнивать песок в корзине, убирать неудобные камушки с пути или ещё каким-либо образом участвовать во взрослом деле. Дети не отдельно, они рядом со взрослыми и вместе с ними работают, отдыхаю, празднуют и справляются с трудностями.

Благодаря контрастности и разнообразности, Непал остается одной из самых загадочных и манящих стран. Гималаи воспитали здесь удивительных людей, создали их отличительную от нашей культуру. Дикая, труднопонятная ученым, смесь буддизма и индуизма взрастила людей религиозных и смиренных, ленивых и трудолюбивых, открытых и жизнерадостных. Всё это вместе с их архитектурой, укладом жизни и почти развитой инфраструктурой туризма привлекает сотни путешественников. Многие из которых побывав тут однажды возвращаются снова и снова. И трудно сказать, что притягивает в Непале так мощно, при таком количестве неприятных особенностей. Возможно, это дешевизна, экзотичность, Гималаи, Азия, буддизм, индуизм, непривычная культура, святые места, уникальные природные зоны. А возможно - сама мысль о том, что выходя из самолета, ты практически выходишь из действующей машины времени и попадаешь на несколько сотен лет назад в прошлое. И наблюдаешь за тем, как когда-то жили твои предки.

Непалу хочется помогать в его борьбе с бедностью и лишениями. Но куда сильнее хочется сохранить его аутентичность, первозданность и самобытность. Сейчас самое время приехать и посмотреть на всё это своими глазами.

Виктория Витова
горный гид
HikeUp


Читайте также в разделе "Статьи и Очерки о Непале":

Эверест. Ирония горы

Красота по-непальски. Принцессы Гималаев (Фото)

"Жизнь в Непале". Блог Ирины Карки

и другие статьи


Путеводитель по Непалу