Дураки и дороги

Дураки и дороги

Журналист The Kathmandu Post Арджун Поудел поднял больную для Непала тему дорог и пришел к выводу, что кумовство и как следствие непрофессионализм действующего правительства Непала, приводит к потере бюджетных средств и препятствует развитию страны.

Участок дороги перед колледжем Amrit Science College, что в Лаинчаур, находится в процессе хронического строительства на протяжении многих лет. Каждые 15 дней компания Kathmandu Upatyaka Khanepani Limited (KUKL) устраняет протечку воды в этом районе, а  затем Департамент дорог ремонтирует дорогу. При этом оба указанных субъекта находятся под постоянным давлением, чтобы вовремя устранять протечку воды и осуществлять ремонт дороги, а студенты колледжа всё равно продолжают жаловаться.

Около двух месяцев назад Махеш Прасад Бхаттараи, генеральный директор KUKL, сам отправился осматривать место. "Я был потрясен, увидев водопроводные трубы всего в нескольких сантиметрах под дорогой", - сказал Бхаттараи.

Лаинчаур-Соракхути - это оживленная дорога (рядом с Тамелем), которой ежедневно пользуются сотни автомобилистов. "Давление и вибрации, вызванные проезжающими транспортными средствами, достаточны для повреждения труб, а протечка воды вызывает выбоины”, - сказал Бхаттараи.

Чтобы устранить протечку, сотрудникам KUKL приходится рыть дорогу. Затем сотрудники Департамента дорог приезжают на ремонт дороги. Через несколько дней вода снова начнет протекать. Это вечный цикл, и чиновники говорят, что это лишь один пример того, как усилия в области развития Непала идут насмарку.

Другой пример впечатляет не меньше. Отдел Дорог Катманду (ОДК) недавно пришел к выводу о невозможности ремонта участка дороги Чабахил (Чабел). Катки и другие тяжелые машины, которые использовал ОДК, привели к протечке воды, так как трубы там также находятся всего в нескольких сантиметрах под поверхностью.

Кайлаш Шрестха, начальник отдела, сказал, что вдоль данного участка дороги работают два агентства водоснабжения - KUKL и Project Implementation Directorate for Melamchi drinking water (Melamchi Project - проект по строительству водопровода для доставки воды из Меламчи в Катманду, почти 2 года назад мы писали об этом долгострое).

KUKL копает дороги для поддержания протекающих и замены ржавых труб, после чего ОДК ремонтирует дорогу. Затем Melamchi Project снова раскапывает дорогу, чтобы проложить новые подводящие трубы, после чего ОДК снова ремонтирует дорогу. 

"Подобные проблемы существуют в большинстве мест, где мы расширяем дороги", - говорит Шрестха. "Получается, что все агентства работают, но ни проблема разбитых дорог, ни проблема протечки воды не решаются. Бюджетные деньги просто выбрасываются на ветер”.

Многие чиновники, с которыми беседовали журналисты The Kathmandu Post, согласны с тем, что существует серьёзная нехватка координации между правительственными учреждениями.

Часто оказывается, что коммунальные службы водоснабжения, Melamchi Project, Nepal Telecom, Управление по электроснабжению и Департамент дорог работают в одном и том же районе один за другим, в результате чего участки дорог постоянно перерыты и заполнены протекающей водой.

"Развитие является многосекторальным вопросом, который не может быть достигнут без сотрудничества и координации между различными заинтересованными учреждениями”, - сказал Рамешвор Кханал, бывший министр финансов. "Отсутствие координации между различными правительственными учреждениями является самым большим проклятием органов управления.”

Каждый год KUKL тратит более 50 миллионов рупий на замену старых и протекающих труб. Но эти трубы, которые могут служить более 60 лет, не будут использоваться, когда начнёт поступать вода из Меламчи. “На данный момент у нас нет выбора. Мы должны заменить старые и протекающие трубы, чтобы исправлять протечки, но эти трубы не будут использоваться для воды из Меламчи. Это ведет к пустой трате денег", - сказал Бхаттараи.

Одним из долговременных решений, по мнению чиновников, может стать укладка труб глубже, чтобы дорожно-строительные работы не влияли на водопровод.

"Но для этого у нас нет бюджета. Мы являемся частной компанией, и правительство не выделяет нам дополнительный бюджет”, - сказал Бхаттараи из KUKL. - Вот почему мы ремонтируем или заменяем трубы, которые находятся всего в нескольких сантиметрах ниже уровня дорог.”

Дело не в том, что вышестоящие инстанции не в курсе проблемы с координацией проектов. Канцелярия премьер-министра и Совета Министров каждые три месяца созывает совещание всех руководителей департаментов профильных министерств, соответствующих секретарей и министров и должностных лиц в Национальной Плановой Комиссии. Встречи завершается после того, как подчеркивается необходимость сотрудничества и координации между государственными органами. Но редко это реализуется.

Министерство финансов также созывает ежеквартальные совещания. Чиновники говорят, что вопросы возникают из-за медленного хода работ по развитию и нецелевого расходования средств бюджета развития.

"Я раньше думал, что нет никакого прогресса, потому что никто не информирует соответствующие власти", - сказал Бхаттараи. "На самом деле, все знают, что происходит.”

Всё это происходит на фоне того, действующее правительство КП Шарма Оли не устает говорить о процветании и развитии.

В аппарате премьер-министра, который отвечает за выполнение работ по развитию, довольно быстро сменяются секретари. Частые изменения делают механизм неэффективным.

Кханал, бывший секретарь, сказал, что премьер-министр, кажется, счастлив быть всегда в окружении "своих людей". "Он, кажется, несерьезно относится к девелоперским работам. До тех пор, пока кадровые назначения не будут происходить на основе деловых качеств, развитие страны будет по-прежнему оставаться бесплодной фантазией. Феодальная культура поиска лояльности в министрах, начальниках проектов, секретарях и главах департаментов всё ещё правит в этом курятнике. Мы должны избавиться от этого.”

Отсутствие координации между государственными органами является симптомом фундаментальных проблем, которые мешают достижению цели развития страны.

НЕПАЛпортал по материалам The Kathmandu Post