Airbus признался во взятках непальским чиновникам

Airbus признался во взятках непальским чиновникам

Соглашение, достигнутое Airbus с финансовыми властями Франции, Великобритании и США, указывает на общее финансовое обязательство в размере $1,8 млн. Платеж "вероятно, будет квалифицироваться как подкуп иностранного должностного лица".

Пока неясно, была ли выплачена непальским посредникам и должностным лицам общая сумма в размере 1,8 млн. долларов США, эквивалентная 200 млн. рупий, но установлено, что 340 000 евро были выплачены третьей стороне, которая, как предполагается, направила платеж непальским должностным лицам.

В документе, опубликованном национальной финансовой прокуратурой Франции, этот платеж уже квалифицирован в качестве взятки непальским чиновникам за заключение контрактов на поставку двух узкофюзеляжных самолетов Airbus A320 для корпорации Nepal Airlines.

На авиасалоне в Дубае в ноябре 2009 года тогдашний управляющий директор Nepal Airlines Сугат Ратна Кансакар подписал меморандум о взаимопонимании с Airbus по покупке широкофюзеляжных самолетов А330-200 и узкофюзеляжных А320. Согласно договору, А330 и А320 должны были быть поставлены через два года. Но после того, как 750 000 долларов были отправлены Airbus в качестве предоплаты, Кансакар был заключен в тюрьму за финансовые нарушения и несоблюдение процедуры.

В 2010 году Комиссия по расследованию злоупотреблений должностными полномочиями возбудила дело против Кансакара в специальном суде, обвинив его в коррупции в связи со сделкой по покупке самолетов у Airbus. Но в 2012 году специальный суд оправдал Кансакара.

Парламентский комитет по государственным расходам также рассмотрел это дело по подозрению в мошенничестве.

"Комитет Палаты представителей получил жалобы и провел внутреннюю дискуссию о том, следует ли начать официальное расследование, но расследование так и не состоялось”, - сообщила парламентарий Дхармасила Чапагейн. "Сейчас этот вопрос устарел.”

Сделка между Nepal Airlines и Airbus была возобновлена в июне 2013 года. На этот раз заказ был изменен на два A320, а сумма сделки выросла с $42 млн до $ 47 млн.

После сделки 2013 года ни один из антикоррупционных надзорных органов, несмотря на поданные жалобы на коррупцию, не обратил внимания на сделку, поскольку за последние два с половиной десятилетия Nepal Airlines не смогла приобрести самолеты. К 2015 году большинство дел были закрыты.

Но Airbus был на радаре французских, британских и американских властей в связи с предполагаемой коррупцией по поводу продажи самолетов в период с 2004 по 2016 год.

Согласно докладу, в Airbus был создан департамент Strategy and Marketing Organisation, штат которой составлял 150 человек, который способствовал выплатам третьим лицам, которые затем направили средства государственным служащим в 16 странах, включая Тайвань, Шри-Ланку, Малайзию, Индонезию, Японию и Россию, а также Непал.

Указанный департамент имел годовой бюджет в 300 миллионов долларов, чтобы незаконно влиять на правительственных чиновников и других лиц, принимающих решения о покупке самолетов, с целью повышения прибыли более чем на 1 миллиард долларов в рамках долгосрочной кампании по взяточничеству.

Расследование деятельности Airbus было инициировано в 2016 году Управлением по борьбе с серьезными мошенничествами Великобритании, после того как сама компания сообщила о финансовых неточностях. Затем расследование распространилось на департаменты в США и Франции. С помощью урегулирования Airbus сможет избежать уголовного преследования и выплатит штраф в размере $ 4 млрд.

Следователи по борьбе с коррупцией охарактеризовали решение суда как самый крупный корпоративный штраф за взяточничество в мире после того, как судьи объявили, что коррупция была “серьезной, повсеместной и пагубной.”

В случае Непала посредниками выступали два непальских бизнесмена.

"Руководители Airbus общались с двумя непальскими бизнесменами, которые сообщили им, что они находятся в контакте с непальским правительством или государственными должностными лицами и руководителями Nepal Airlines”, - говорится в документе об урегулировании.

Обмены с первым "посредником" начались в 2007 году, когда Airbus рассматривал возможность официального привлечения бизнесмена в качестве агента.

Однако в 2009 году, после проверки со стороны департамента соблюдения Airbus, агент указал в электронном письме руководителю Airbus: “К сожалению, у нас нет обязательств перед Airbus, и поэтому мы не смогли принять твердые обязательства перед нашими контактами в Nepal Airlines. На решающем этапе, я думаю, это будет очень вредно для проекта.”

После того, как непальские власти начали расследование процесса закупок самолетов Кансакара, в 2010 году Airbus переключился на второго посредника. В своем электронном письме этот посредник указал, что необходимо устранить отсутствие “реального диалога сверху вниз и слева направо” в рамках системы органов государственной власти Непала.

В других электронных письмах представитель авиакомпании Nepal Airlines указал, что, по его мнению, посредник должен “представить новые предложения с конкретными цифрами”, чтобы убедить непальскую администрацию не отменять протокол. Это, как полагают, означает, что высшие должностные лица в правительстве и в Nepal Airlines должны быть убеждены в “комиссии” или сумме взятки.

Исполнительный директор просил Airbus "поддержать этот проект" и " срочно предпринять необходимые шаги, чтобы сделать этот небольшой проект успешным." Этот кодированный язык, как полагают, означает, что второй посредник запрашивает перевод денежных средств, которые в конечном итоге предназначались для третьих лиц, с которыми он контактировал.

В конечном итоге меморандум о взаимопонимании был подписан, и переговоры продолжались до “подписания 27 июня 2013 года контракта на продажу двух самолетов А320, оба из которых были поставлены соответственно в феврале 2015 года и апреле 2015 года.”

В это время Мадан Харель был назначен на должность управляющего директора Nepal Airlines через открытый конкурс в декабре 2012 года. Именно под его руководством в Катманду приземлились новые самолеты корпорации Airbus A320.

Согласно документам, представленным в суд национальной финансовой прокуратурой Франции 29 января, в период с февраля 2014 года по апрель 2015 года Airbus дала взятку в размере 340 000 евро ($376 140) третьей стороне, созданной непальскими предпринимателями для содействия в передаче средств непальским должностным лицам.

"Правительство может взяться за это дело со ссылкой на французское урегулирование и начать новое расследование”, - сказал один частный предприниматель, который служил в совете директоров Nepal Airlines во время сделки. "После 2013 года сделка прошла гладко, и никто из антикоррупционных наблюдателей не потрудился внимательно изучить этот вопрос.”

Чиновник, который согласился говорить только на условиях анонимности, сообщил, что второй самолет прибыл 30 апреля 2015 года, после того, как в Непале произошло мощное землетрясение, перевозя материалы помощи из Германии. "Если и были какие-то жалобы по поводу сделки с Airbus, - сказал чиновник, - то их не заметили, потому что вся страна была в трауре.”

НЕПАЛпортал по материалам The Kathmandu Post